Мартин Скорсезе
В течение 30 лет он готовил к выходу свой новый фильм «Молчание». Мы встретились с великим режиссером, чтобы поговорить об этой работе и о кино в целом, а также о вере и мафии – трех главных темах в его жизни
1. Господин Скорсезе, вы уже получили письма ненависти от возмущенных христиан?
(Смеется.) Нет, за «Молчание» меня пока еще никто не обвинил в богохульстве.
2. В отличие от фильма «Последнее искушение Христа». Тогда, почти 30 лет назад, особенно ревностные католики буквально обезумели.
Нет, в этот раз такого не было. Но некоторые люди все же неправильно поняли фильм. Они с трудом смогли переварить, что Иисус спустился с креста, чтобы жениться на Марии Магдалене и зачать с ней ребенка. Но этим я никого не хотел оскорбить в его вере.
3. Правда, что один нью-йоркский епископ после просмотра «Последнего искушения Христа» посоветовал вам роман «Молчание», по которому вы и сняли одноименный фильм?
Да. Видите, пути Господни неисповедимы. Эта книга, основанная на исторических фактах, меня сразу же захватила. В ней рассказывается о двух священниках-иезуитах, которые в XVII веке отправляются в Японию на поиски своего духовного наставника. Он якобы отрекся от своей христианской веры под жесточайшими пытками.
4. То есть речь снова идет о вере?
И о сомнении, надежде, отчаянии, пожалуй, еще об избавлении. И таким образом, обо всем, что происходило и в моей религиозной жизни. Может быть, именно поэтому эта история не отпускала меня 30 лет.
5. Почему производство картины длилось так долго?
Всегда что-то мешало. Сначала не было финансирования, потом студии, то вклинились мои личные проблемы. Честно говоря, я удивлен, что сейчас все получилось.
6. На главную роль вы пригласили «нового Человека-паука» Эндрю Гарфилда. Ваш любимый актер Леонардо Ди Каприо не захотел сниматься?
К сожалению, он уже стар для этой роли. С Эндрю Гарфилдом мне очень повезло. Он просто потрясающий.
7. Почему, собственно, в этом году «Молчание» не был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм»?
Вы меня об этом спрашиваете? Не имею ни малейшего понятия, по каким критериям производится отбор номинантов. Я очень рад, что десять лет назад наконец-то получил «Оскар» за «Отступников». С тех пор я снова могу ходить в рестораны и не слышать вопроса, почему я до сих пор не получил ни одного. Меня стали донимать этим как раз после «Таксиста».