Господь Бойл: как Дэнни Реанимировал «Трейнспоттинг» 20 лет спустя
Шотландский режиссер и его групповой портрет жуликоватых эдинбургских наркоманов средних лет.
В 1996 году – задолго до того, как стать живым классиком и постановщиком церемонии открытия Олимпиады в Лондоне, – Дэнни Бойл выпустил фильм «На игле». Картина была сделана по тем временам максимально живо, ее саундтрек в двух частях свел с ума целое поколение, открывшее для себя Primal Scream и Игги Попа, а актеры из ленты вроде Юэна Мак-Грегора быстро стали знаменитостями международного класса.
Рассказывала та боевитая трагикомедия о том, как четверо друзей из Эдинбурга под воздействием наркотиков набивают себе шишки и ищут смысл жизни. В феврале этого года библейская по духу история продолжится – теперь по воле режиссера вся четверка, состоящая из фрика Спада (в русской версии Кочерыжки), психопата Бегби, бестолкового кокаиниста Сикбоя и ловкого резонера Рентона собирается снова, чтобы проверить, правда ли они спустили жизни в унитаз или им так просто показалось по итогам наркотрипа.
Книга Ирвина Уэлша «Порно», положенная в основу ленты, рассказывала о событиях, случившихся через десять лет после того, как Рентон прикарманил денежки своих приятелей. Бойл промотал вперед еще десятилетие, чтобы персонажи окончательно потеряли собственное достоинство. Герой Юэна Мак-Грегора Рентон по-прежнему остается самым взрослым из всех участников действия, и благодаря его внутреннему монологу второй «Трейнспоттинг» не кажется занудным и нравоучительным. Это веселый завиральный репортаж из жизни обитателей Эдинбурга, очень напоминающих реальных граждан Шотландии, – в фильме хватает вполне документальных грязи, гротеска и сыпучих веществ. Конечно, «T2» посмотрят все, кто озабочен кризисом среднего возраста и ностальгией по 90-м, когда и травка была зеленее, и мускулы покрепче. А теперь даже за воспоминания о тех веселых годах приходится доплачивать в кассах кинорежиссеру Дэнни Бойлу.
Интересно, что несмотря на печальную в сущности природу наркомании и унылую картину жизни молодых шотландцев первый «Трейнспоттинг» и многие фильмы того же рода обвиняли в романтизации потусторонних состояний. Сейчас борьба с пропагандой ведется особо строго, и даже брутальная русская версия названия «На игле» претерпела трансформацию, что само по себе и не плохо.
Наркотики в «Трейнспоттинге» – это просто объединяющий фактор, который позволяет найти общий язык людям, в обычной жизни с трудом коммуницирующим друг с другом. Второй фильм рассказывает о том же самом жестче и цельнее – тем более, что противовесом кокаину и героину теперь выступают социальные сети, которые, по-хорошему, нужно тоже запретить пропагандировать в большом кино. В фильме же прямо заявляется, что это примерно такая же зараза. И, вполне вероятно, что лет через двадцать про их вредоносное воздействие будет снято не меньше лент, чем об ужасах наркомании.