Это всего лишь конец света...
Если бы такой сюжетный ход предложил сценарист, то был бы немедленно уволен за профнепригодность: гибель медийного персонажа в самом расцвете лет на горнолыжном курорте от какого-то там столкновения – да кто вообще в такое поверит!? Но реальность подчас вульгарна и неизобретательна: мировая премьера «Лунного рыцаря» 30 марта пройдет, увы, без исполнителя одной из главных ролей: двумя месяцами ранее трагическая случайность отняла жизнь Гаспара Ульеля. Знаменитого французского актера. Любимца миллионов миллениалов. Мужа. Отца. Сына. И святого духа европейского фестивального артхаусного кино.
Когда твое взросление происходит в богемном пригороде Парижа, когда твои родители – продюсер fashion-показов (мама) и дизайнер одежды (папа), штампующие околомодный креатив в режиме 24/7, когда у тебя самого фактурная внешность – достаточно смазливая для того, чтобы тебя считали конвенциональным красавчиком, но и не без драматического изъяна (в виде следа от собачьих укусов на щеке), кажется, твоя профессиональная жизнь предопределена. Конечно же, ты родился и был помещен судьбой в эту среду и в эти обстоятельства для того, чтобы стать манекенщиком. И лишь одному черту известно, что должно пойти не так, чтобы ты добровольно отказался от этого пути – вечно сверкающего праздника на лучших подиумах планеты.
Наверное, для этого ты должен быть чудаком Гаспаром Ульелем – немного мизантропом, немного философом, презирающим мир вещей за их нарочитую бесхитростность, – и испытывать тягу к поиску более сложных смыслов. Вот почему в жизни этого парня случились не подиумы, а телестудии и съемочные площадки с 11 лет, в 18 – номинации на первый «Сезар» (за фильмы «Целуй, кого хочешь» и «Заблудшие»), в 20 – статуэтка в руках (за «Долгую помолвку»), мечты снимать собственное кино, факультет режиссуры в университете Сен-Дени, школа драматического искусства Флоран, а затем и полсотни работ в фильмографии за такую недолгую жизнь... Недолгую, но очень самобытную и порой звучащую как манифест. Никакой поверхностности! Никакой суеты! Только стремление разгадать человеческую природу. Только желание постичь саму суть бытия! Только хардкор!
Примечательно, что при всей склонности Ульеля к психологизму в его актерской игре никогда не было надрыва и осязаемых душевных метаний. Поначалу зритель лишь фиксирует взглядом его героев, а после, увлекшись процессом наблюдения, начинает постепенно раскрывать их натуру, снимая слой за слоем (словно орудуя ложечкой в торте «Наполеон»). Как Гаспару удавалось всякий раз с успехом проворачивать этот трюк – показывать глубочайшую человеческую драму без проявления в кадре лишних эмоций, остается лишь догадываться, при этом верить его персонажам хочется от этого только больше. Накладка случилась лишь однажды – с ролью, сделавшей Ульеля популярным далеко за пределами Франции, хотя, по мнению критиков, скорее неудачной. Речь о легендарном убийце в картине «Ганнибал: Восхождение» (2007), привквеле к «Молчанию ягнят». Из-за чего не случилось магии – из-за того ли, что Гаспару впервые пришлось играть не на родном языке или из-за того, что не удалось развеять ассоциации, прочно связанные с образом Лектера Ганнибала в исполнении Энтони Хопкинса, а может, потому что Ульель оказался слишком привлекательным внешне для абсолютного зла (и оттого неубедительным) – так или иначе, фильм провалился в прокате, и Гаспар, получив свой бенефит в виде широкой узнаваемости, вернулся в то поле, где был действительно хорош, – к психологическим портретам более приближенных к реальности людей.