Литература в перестройку предупредила о нарастающей национальной трещине

ПолкаИстория

Perestroika и литература. Часть 3

Александр Архангельский

Революция без авангарда

Литература в перестройку, как смогла, предупредила общество о нарастающей национальной трещине. Восстановила справедливость памяти, сняла барьер между эпохами, соединила русскую культуру в её «материковом» и эмигрантском изводах. В содружестве со СМИ, кино, театром, перестроечным роком и визуальными искусствами обеспечила гласность. Обессмыслила цензуру и подготовила принятие закона «О печати» (12 июня 1990 года), который обеспечил свободу слова как минимум до середины нулевых.

Гражданский долг литературы перед страной был выполнен. Но как же обстояло дело с главной, внутренней задачей — поддержкой живого литературного процесса? С бесконечной сменой поколений, бесперебойной поставкой новых текстов, имён, идей, образов, стилей? Со всем тем, что обеспечивает саморазвитие словесности — и выражает революционный дух эпохи, как духу надвигающегося Февраля отвечали модерн с авангардом? С этим обстояло значительно хуже, хотя и не совсем безнадёжно.

Издательства конца 1980-х заметно отставали от журналов, поэтому вновь обратимся к ежемесячникам. «Знамя» конкурировало с «Новым миром», «Дружбой народов», «Звездой», враждовало с «Нашим современником» и свысока поглядывало на «Юность», где давали слово молодым писателям. Но если «Знамя» чем и отличалось от «серьёзных» конкурентов, то, во-первых, твёрдым прогрессизмом взглядов и умеренным консерватизмом вкусов, а во-вторых и в-главных, нерастраченной любовью к современности и тоской по новым именам и новым текстам.

Слева направо: Первая публикация повести Анатолия Жигулина «Чёрные камни» в журнале «Знамя», № 8 за 1988 год; Первая публикация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» в журнале «Знамя», № 6 за 1987 год; Первая публикация «Колымских рассказов» Варлама Шаламова в журнале «Новый мир», № 6 за 1988 год; Первая публикация повести Георгия Владимова «Верный Руслан» в журнале «Знамя», № 2 за 1989 год

Разумеется, в 1987–1989-м «наследие» и здесь преобладает. Знаменцы впервые напечатали язвительное «Собачье сердце» Булгакова (1987; текст подготовлен Мариэттой Чудаковой), замятинскую антиутопию «Мы» (1988), повесть Георгия Владимова о лагерной собаке «Верный Руслан» (1989) — один из важнейших памятников русского литературного антитоталитаризма, а также автобиографический роман «У нас была прекрасная эпоха» навсегда заворожённого собой Эдуарда Лимонова (1989). Добавим к этому «Колымские рассказы» Варлама Шаламова — отчаянное свидетельство о расчеловечивании в подневольном государстве. Перелистаем лагерную прозу Анатолия Жигулина «Чёрные камни» (1988), рассказавшую о личном опыте писателя, посаженного за создание «Коммунистической партии молодёжи»1⁠. Вспомним записки Константина Симонова «Глазами человека моего поколения» (1988) и многое другое. И станет ясно, что журнал соответствовал общему тренду. Разве что с Солженицыным у него не сложилось — на что были субъективные причины: писатель был задет многочисленными знаменскими шпильками в свой адрес — и наотрез отказал «Знамени».

1. Подпольная организация, созданная Анатолием Жигулиным и его одноклассниками в 1947 году с целью возврата советского государства к «ленинским принципам». В программе КПМ содержался пункт о возможности насильственного смещения Сталина. В 1949 году среди членов КПМ начались аресты, часть участников была приговорена к 10 годам лагерей.

И в то же время «Знамя» пыталось нащупать зыбкий компромисс между читательским запросом на архивы и выполнением традиционной журнальной задачи — организацией литературного процесса. Получалось то прекрасно, то ужасно, то никак, но сама попытка очевидна. В 1987-м, когда уже наметился, но не до конца сформировался общий тренд, «Знамя» по инерции поставило на социально острую беллетристику — скоропортящуюся, но, как тогда надеялись, способную привлечь аудиторию. Замысел не сработал — и сработать, увы, не мог; полугазетная полусатира прозаиков, чьи имена ничего не говорят читателям новых поколений, не выдерживала двойную конкуренцию — и с гениальными «задержанными текстами», и с эпохой настоящих, непридуманных разоблачений. В январе 1987-го был демонстративно арестован зять Брежнева, всесильный генерал-полковник МВД Чурбанов; все обсуждали расследование «хлопкового дела»2 о коррупции на самой вершине власти.... Политический класс конфликтовал; в конце года Ельцина сняли с поста первого секретаря Московского горкома и началось публичное противостояние двух лидеров, возникла реальная оппозиция. Литературное прошлое оказалось сильнее литературного настоящего, а жизнь разоблачительнее литературы.

2. «Хлопковое дело» — серия уголовных дел, связанных с коррупцией на высшем уровне в Узбекской ССР в конце 1970-х — 1980-х годах. По 800 уголовным делам были осуждены более 4 тысяч человек. «Хлопковое дело» было предано широкой огласке для публичной демонстрации борьбы с коррупцией.

Не дала результатов и ставка на самые громкие имена доперестроечной поры, даже такие славные, как имя Фазиля Искандера. Русскоязычный прозаик родом из Абхазии, автор нескольких циклов новелл — о взрослении Чика, о Сандро из Чегема, запрещённой антиутопии «Кролики и удавы», — всегда был любимцем советской интеллигенции. Но так случается в истории литературы: тексты, вызывавшие заслуженный восторг вчера, вдруг перестают читаться сегодня.

Анатолий Приставкин
Фазиль Искандер

Сложнейшая редакционная задача: где взять авторов, способных предложить публике тексты, созданные здесь и сейчас, аукающиеся с современностью и способные при этом перебить интерес к великим «белым пятнам», политическим реформам и скандалам, а также к бесконечным спорам в массовых журналах («Огонёк») и газетах («Московские новости»): насколько Ленин лучше Сталина, а меньшевики гуманнее большевиков? Как найти сиюминутную словесность, соответствующую сразу множеству параметров? Не очерковую и не привычную, публицистичную по уровню проблем — и не публицистическую по стилю, утончённую, но не избыточно?

Авангардную найти не удалось, да и не очень до поры до времени искали; тому, кто судил о литературных судьбах перестройки исключительно по разделу прозы московских и ленинградских журналов, перестройка могла показаться странной революцией без авангарда. С визуальными искусствами ситуация была иной, достаточно упомянуть первый в истории московский аукцион «Сотбис» 1988 года, на котором продали «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина; в музыке заглохли бесконечные советские ВИА и в эфире зазвучали Виктор Цой с его требованием перемен, молодой Вячеслав Бутусов с песней на стихи Ильи Кормильцева «Я хочу быть с тобой…», Юрий Шевчук… А центральная литературная печать обходила эту тему стороной, да и массовый читатель ждал тогда скорей добротной, крепкой прозы, привычной по форме.

В конце концов «свою» современную словесность «Знамя» обнаружило. Пронзительная повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» (депортация чеченцев и ингушей, детский дом на территории Чечни, дорога, мощённая могильными плитами) точно попала в общественный нерв. Написанная ещё в 1981-м и остававшаяся под спудом, она формально проходила по разряду «рукописи из стола». Но считывалась по-другому. Как современность, перекликающаяся с классикой. При этом остро социальная. Консервативная по стилю, но свежая по тону. Забрезжила новая опция: заманивать темой «проклятого прошлого», а тексты давать современные.

Михаил Шатров

Не случайно следующий, 1988-й, журнал решил открыть лукавой пьесой Михаила Шатрова «Дальше… дальше… дальше!». Мгновенный отклик был ей обеспечен: рукопись пошла с колёс, написана была при свете исторического дня; в центре сюжета — спорное прошлое, при этом всем понятно, что разговор идёт о будущем. Спустя десятилетия трудно понять, как надуманный вопрос о «настоящем ленинизме» (догма это или неостановимое движение «дальше, дальше, дальше») мог вызывать всеобщее возбуждение. Но что было, то было: отработанный на «Тучке» вариант (произведение современное, тема давнишняя, актуализация бескомпромиссная) сработал. И впоследствии был успешно использован ещё не раз.

Но «Знамя» сделало — то ли осознанно, то ли интуитивно — ещё одно редакционное открытие. Да, читатели платят за прозу; да, подписчик идёт на большие форматы; значит, эту опцию мы оставляем под «наследие», с некоторыми исключениями — когда случайно попадается большая проза на уровне Приставкина. Зато в любом журнале есть заведомо внерыночный раздел — поэзия. И можно попытаться превратить её в «зону литературной современности». Создать компенсаторный механизм, уравновесить пошатнувшуюся конструкцию. Не договаривание недоговорённого, не прошлое в качестве будущего, но преобладающая актуальность: вот оптимальная формула поэтической рубрики.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тюрьма и парк Моабит Тюрьма и парк Моабит

Самая страшная тюрьма нацистского режима

Дилетант
Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы

Журналист Дмитрий Быков размышляет на тему возраста

РБК
Почему опасно смешивать алкоголь? Почему опасно смешивать алкоголь?

История со смешиванием выпивки предельно ясна: лучше этого не делать, но почему?

Maxim
«На дне»: факты о Максиме Горьком, которых вы, возможно, не знали «На дне»: факты о Максиме Горьком, которых вы, возможно, не знали

Максим Горький — один из наиболее печатаемых советских писателей

Правила жизни
Кейт Бланшетт в фильме «Тар»: как женщина-дирижер существует в культуре отмены Кейт Бланшетт в фильме «Тар»: как женщина-дирижер существует в культуре отмены

Каким получился фильм «Тар» Тодда Филда с Кейт Бланшетт в главной роли

Forbes
Цой, Сид Вишес и Курт Кобейн: главные фильмы о звездах рок-музыки Цой, Сид Вишес и Курт Кобейн: главные фильмы о звездах рок-музыки

Знаковые фильмы о рок-музыкантах, через которые можно проследить эволюцию жанра

Forbes
Искусственный интеллект: проворный помощник или коварный поработитель? Искусственный интеллект: проворный помощник или коварный поработитель?

Как работает искусственный интеллект, для чего его уже сейчас используют

ТехИнсайдер
Лидия Метельская Лидия Метельская

Лидия Метельская строит параллельный мир Meowshka из белоснежных котиков

Собака.ru
Выпустить пар: почему мы испытываем гнев и может ли агрессия быть «цивилизованной» Выпустить пар: почему мы испытываем гнев и может ли агрессия быть «цивилизованной»

Как рождается гнев, как его принимать и прорабатывать?

Forbes
5 фильмов, которые поймут до конца только те, кто ходил налево 5 фильмов, которые поймут до конца только те, кто ходил налево

Измена — отличная основа для сценария

Maxim
Мои дорогие. Mercedes EQE против BMW iX Мои дорогие. Mercedes EQE против BMW iX

Смертельная битва шикарных и очень немецких электрических внедорожников!

4x4 Club
Лира в руках Орфея: неожиданные смыслы древнегреческих мифов Лира в руках Орфея: неожиданные смыслы древнегреческих мифов

О силе, творчестве, силе творчества и неожиданных смыслах греческих мифов

ТехИнсайдер
Рейс MH370: каким получился сериал о самой загадочной катастрофе в истории авиации Рейс MH370: каким получился сериал о самой загадочной катастрофе в истории авиации

Сериал о том, что могло произойти с рейсом MH370

Forbes
Классический выбор. Toyota Land Cruiser 80, 100 и 105 в качестве тюнинг-донора Классический выбор. Toyota Land Cruiser 80, 100 и 105 в качестве тюнинг-донора

Для каждой конкретной задачи требуется свой внедорожник

4x4 Club
Родинки Родинки

Чтобы родинки не причинили больших неприятностей, их надо регулярно проверять

Здоровье
Лига чемпионов Лига чемпионов

Способны ли российские компании восполнить дефицит технологий?

Robb Report
10 самых ядовитых змей на планете 10 самых ядовитых змей на планете

Мы инстинктивно боимся змей, и это не зря!

ТехИнсайдер
Важнее трендов Важнее трендов

Мануэла Бортоламеолли – как детская игра в ателье привела к созданию бренда

Новый очаг
Морские слоны слишком сексуально активны! У них растет риск ранней смерти Морские слоны слишком сексуально активны! У них растет риск ранней смерти

Чересчур активная полигамия может привести к ранней смерти морских слонов

ТехИнсайдер
В чем разница между оливками и маслинами. Дело не только в цвете В чем разница между оливками и маслинами. Дело не только в цвете

Что такое маслины и чем они отличаются от зеленых оливок?

ТехИнсайдер
Землетрясения в России: самые опасные районы Землетрясения в России: самые опасные районы

Какие регионы России наиболее сейсмоопасные, а какие — наименее?

Maxim
На мажорной ноте: 5 книг для тех, кто интересуется музыкой На мажорной ноте: 5 книг для тех, кто интересуется музыкой

Книги, которые станут проводниками в мир музыки и ее талантливых исполнителей

ТехИнсайдер
Любить нельзя стесняться Любить нельзя стесняться

Почему любовь к себе – большой ресурс в отношениях с другими?

Новый очаг
«Радость науки» «Радость науки»

Важнейшие основы рационального мышления

N+1
3 этапа, которые необходимо пройти после развода 3 этапа, которые необходимо пройти после развода

Как пережить развод?

Psychologies
«Как обследовать росомаху» «Как обследовать росомаху»

Истории из ветеринарной практики

N+1
Что знали наши бабушки и о чем забыли мы Что знали наши бабушки и о чем забыли мы

Анна Вокина изучает традиционные праздники на глубинном уровне

Seasons of life
«Хочу управлять электропоездом!» Спецрепортаж к 8 Марта «Хочу управлять электропоездом!» Спецрепортаж к 8 Марта

Истории наших героинь, которые работают помощниками машиниста

Лиза
Матчасть отечественного планеризма: самые известные планеры, созданные в СССР Матчасть отечественного планеризма: самые известные планеры, созданные в СССР

Изучаем матчасть советского планеризма

ТехИнсайдер
Тайная жизнь королевских нянь: кто воспитывал принца Гарри, Карла III, Елизавету II и других монархов Тайная жизнь королевских нянь: кто воспитывал принца Гарри, Карла III, Елизавету II и других монархов

Мы собрали интересные факты о том, кто же нянчит королевских детей

VOICE
Открыть в приложении