История про эксцентричного художника нашего времени Павла Пепперштейна

GQРепортаж

Пепперштейн и Митта размышляют о сюрреализме, школьном рэпе и кефире

А также о документалистике и медитации.

Дмитрий Петросьянц

race_to_space

В этом году на фестивале документального кино Beat Film Festival показывают картину режиссера Евгения Митты «Пепперштейн, сюрреалити-шоу». Это история про одного из самых эксцентричных и выдающихся художников нашего времени Павла Пепперштейна, про поворотные события в его жизни и творчестве.

Свой проект Митта снимал на протяжении шести лет, а монтировал целых два года. В «Сюрреалити-шоу» мы можем увидеть не только глубокие документальные кадры, но и причудливую графическую анимацию, которая органично визуализирует хронологию жизни художника.

Мы посмотрели фильм и одновременно поговорили с его режиссером Евгением Миттой и центральным героем повествования Павлом Пепперштейном. Таким образом у нас получилась свободная беседа, где прозвучали размышления на тему активизма, школьного рэпа, медитаций под MTV и многого другого.

GQ: Как вообще появилось название «Сюрреалити-шоу»?

Митта: Есть формат реалити-шоу, но я подумал, что реалити Паше не очень подходит. Он часто говорит, что реальности вообще не существует. Поэтому сюрреалити ближе к художественному видению. Правильно, Паш?

Пепперштейн: Конечно, безусловно. Полностью поддерживаю.

GQ: Если реальности не существует, то что тогда происходит?

Пепперштейн: Как любят говорить буддисты: «Мир собирается в уме». Во-первых, реальность у каждого человека своя, во-вторых, каждые пять минут она у каждого разная. Есть что-то, что мы этим словом обозначаем, но это нечто очень зыбкое. Поэтому здесь можно пользоваться термином сюрреальность или парареальность, или субреальность, или метареальность и так далее. В данном случае речь идет о шоу, об игре слов — есть реалити-шоу. Я так понимаю, здесь происходит определенная игра с возможностями и невозможностями документального жанра. Если я пытаюсь нагло вторгнуться в замысел Жени, Женя меня должен скорректировать.

Митта: Нет, все правильно.

Пепперштейн: Речь идет о том, чтобы в каком-то смысле раздвинуть границы этого жанра. В то же время философским образом поставить под сомнение те основания, которые заложены в этом жанре. Жанр документальный очень часто себя подает, как некоторое говорение и показывание правды. Как что-то такое фактическое. В данном случае этот фильм не просто сам по себе существует и бросает тень сомнения на все, что в нем происходит. Хотелось бы думать, что он бросает тень сомнения на все то, что происходит в документальных фильмах других авторов. Огромный знак вопроса засовывает, можно сказать, в ж**у или в другие отверстия этого документального жанра.

Митта: Очень хорошо ты сказал. Во всяком случае, есть две субъективности — моя и твоя, и у нас получается некая интерсубъективность по поводу этого фильма, которая существует и захватывает как минимум два сознания.

31c128
«Пепперштейн, сюрреалити-шоу»

GQ: Насколько часто вы смотрите документальные фильмы других режиссеров? Что впечатлило в последнее время?

Митта: Документальное кино — это огромный мир. Там есть самые разные форматы и подвиды, как и в любом другом мире. Смотрю, но в меру. Знаю, что есть режиссеры, которые смотрят с утра до ночи и без конца. Я не так. Вот всплывает в памяти фильм «Расторгуев», который сняла вдова Александра Расторгуева. Это такой русский документалист, которого убили в Африке. Она собрала материал, который никогда не был опубликован. У него было много архивных съемок, и она склеила из них портрет своего погибшего мужа. Очень впечатляюще.

Пепперштейн: Я гораздо меньше смотрю документальные фильмы, чем Женя и менее подкован в этом. За последние пару лет мне понравился фильм про Ингмара Бергмана. Затем фильм, который снял британский актер Майкл Кейн про 1960-е годы в Лондоне, про некую демократизацию музыкальной и клубной жизни Лондона. Хороший фильм, который сделала Лори Андерсон про свою собаку – отличный, очень поэтичный. Но пристально я не слежу за этим жанром.

GQ: А как вы думаете, насколько важна насмотренность в процессе создания творчества? Можно сделать что-то без насмотренности? Или все гениальное — это культивированное из раннего?

Пепперштейн: Это очень субъективно, потому что кому-то она важна , а кому-то может помешать. Здесь человек должен разобраться в структуре своего собственного сознания. Кому насмотренность мешает – надо ставить фильтры и барьеры для информации, соблюдать психогигиену. Другой тип должен сканировать как можно больше. Я не отношусь ни к одному, ни к другому типу. Я полагаюсь на принцип случайности. Я называю это «Принцип дачной полки». Когда приезжаешь на дачу, хочется прочитать книжку, а там полка, на которой стоит случайный и загадочный набор книг. Я всегда воспринимаю это как некое гадание, бросок костей и предложение со стороны судьбы. Я внимательно читаю эту полку, где книги собрались в той последовательности, в которой они совершенно случайно выстроились, и пытаюсь усмотреть в этом некий загадочный смысл. Не только в самих книгах, но и в их сочетании друг с другом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

5 рождественских фильмов, которые вы вряд ли смотрели 5 рождественских фильмов, которые вы вряд ли смотрели

Наша подборка с рождественскими фильмами

GQ
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
«Продажи, превышающие ожидания, тоже могут стать проблемой»: 3 ошибки книжного продюсерского центра «Продажи, превышающие ожидания, тоже могут стать проблемой»: 3 ошибки книжного продюсерского центра

Опыт и ошибки книжного продюсерского агентства и издательства

Inc.
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике

Российские учёные изучают Арктику, чтобы понять будущее Северного морского пути

Монокль
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
«Ничто не возникает внезапно» «Ничто не возникает внезапно»

Режиссер Александр Сокуров — о новом фильме, истории и ошибках

Weekend
Дед и бабки, красная шапка, человек-полено, орига Дед и бабки, красная шапка, человек-полено, орига

Другие красные шапки, бабки и Буратино

Правила жизни
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Непохожая Непохожая

Софья Синицына — о драмеди «Виноград» и о том, как играть на сопротивление

Grazia
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу? Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу?

Ученые выделили 4 вида жирафов с разным образом жизни и ареалом

Maxim
Куда уходит секс? Куда уходит секс?

Что убивает наш секс?

Men Today
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов

Уделять время искусству может быть так же важно, как готовиться к экзаменам

ТехИнсайдер
Алина и Лилиана Григалашвили Алина и Лилиана Григалашвили

Алина и Лилиана Григалашвили — главные фэшн-сестры русской моды

Собака.ru
Удвоенная польза Удвоенная польза

Как применяются цифровые двойники в банковской сфере

Ведомости
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Открыть в приложении