Пять причин, почему искусственный интеллект не сможет заменить программистов
Каждый из нас имел дело с чат-ботом, и почти каждый когда-либо требовал от бота перевести разговор на живого человека. Взаимодействие с программой, способной к диалогу, действительно впечатляет, поэтому разговоров о том, что машины отберут у людей работу, будет все больше. Основатель платформы для управления бизнес-процессами Pyrus Максим Нальский называет пять причин, почему он не спешит заменять разработчиков искусственным интеллектом.
Компаниям нужны практикующие специалисты
Как-то раз, в начале 2000-х, я разговорился с пилотом большого пассажирского самолета. Он рассказал, что уже тогда лайнер мог выполнить перелет из пункта А в пункт Б полностью автоматически, самостоятельно пройти все этапы полета — выруливание на взлетную полосу, взлет, навигацию по маршруту, приземление. Но при этом летчики почти всегда отключают автопилот и сажают самолет «на руках». Только в 1% случаев, когда вообще полосы не видно — «в молоко», они врубают автоматическую волшебную кнопку. Как вы думаете, что он ответил, когда я спросил: а почему, собственно, так? Почему вы не пользуетесь автоматикой? Да чтобы не потерять навык! Потому что в тот самый критический момент, когда автоматика сбойнет, пилот должен быть готов, умение должно быть на кончиках пальцев.
Так же у программистов. Да, какие-то задачи, самые рутинные и энергозатратные, разработчики могут перекладывать на искусственный интеллект, на тот же Copilot от GitHub. Но в задачах, где нужны опыт и творческое мышление, никакой ИИ не поможет. Для принятия нестандартных и креативных решений относительно архитектуры сложной системы по-прежнему нужны опытные разработчиком с соответствующим задачам кругозором.
Внештатные ситуации — не для ИИ
Никакой искусственный интеллект не убережет систему от ошибок, если входные данные неверны. В 2020 году с разницей в пять месяцев произошли две авиакатастрофы лайнеров Boeing 737 MAX, в Индонезии и Эфиопии, жертвами которых стали 346 человек. В результате расследования выяснили, что причиной стал датчик в системе, которая должна предотвращать сваливание — резкое падение подъемной силы крыла. Датчик передавал в бортовую систему завышенные данные об угле атаки. Можно, конечно, попытаться обучить ИИ разруливать подобные сбои, но вряд ли можно предусмотреть все внештатные ситуации — на то они и внештатные.