Проясняем судьбу стрит-арта в России

РБККультура

Партизанская культура: как стрит-арт отстаивает свое место в городах

На этой неделе пострадала очередная работа Покраса Лампаса — на этот раз в Самаре. Вспоминая прошлые конфликты уличных художников с горожанами и властями, «РБК Стиль» проясняет судьбу стрит-арта в России и рассказывает, почему он не прижился в Москве

Илья Поляков

756010277124347.jpg

В начале сентября на улицах Самары в рамках международного арт-проекта Samara Ground 2020 Art Experience художник-каллиграф Покрас Лампас расписал одну из стен на Маяковском спуске стихами поэта-футуриста, в честь которого и назван спуск (что особенно символично, так как сам Лампас создал направление каллиграфутуризм). Однако в первозданном виде арт-объект не продержался и месяца: 23 сентября в сторис художника в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) появилось фото мужчины, решившего украсить композицию Лампаса розовым сердцем. Но уже на следующий день организаторы фестиваля объявили, что сделают все возможное для восстановления работы.

Как и многим стрит-арт-художникам, Лампасу нередко приходится видеть, что его работы становятся жертвой вандалов или уходят в небытие. И этому не всегда способствуют хулиганы с баллончиком краски: часто решения об уничтожении значимых работ принимаются городскими властями. Да и сами уличные художники в глазах многих жителей — все те же хулиганы с баллончиком. На примере трех российских городов, в которых стрит-арт играет особую роль, мы решили понять, что мешает развитию уличного искусства в стране и как к нему относятся чиновники и простые горожане.

756010230926878.jpg
Покрас Лампас на фоне своей работы в Самаре © instagram.com/zemnoiputnik/

Выкса

«Выкса — небольшой город в Нижегородской области. В нем живет около 60 тыс. человек. Каждый пятый житель работает на Выксунском металлургическом заводе. Выксунские трубы большого диаметра используется во всех магистральных газопроводах. Две трети вагонов в стране передвигаются на железнодорожных колесах, сделанных в Выксе. На заводе высокие, по меркам отрасли, зарплаты, в городе — стабильность. Однако, как любому провинциальному городу, Выксе были присущи проблемы недостаточной осмысленности жизни в нем для молодежи и нехватки возможностей для самореализации. Как следствие — отток молодого населения в крупные города. Но металлурги придумали, как решить эту проблему, и в 2011 году организовали фестиваль современной культуры "Арт-Овраг". Его инициировали и ежегодно проводят благотворительный фонд "ОМК-Участие" и Объединенная металлургическая компания», — рассказывает основательница фонда Ирина Седых, вспоминая, с чего все началось.

Первоначально «Арт-Овраг» позиционировал себя исключительно как фестиваль уличного искусства, но жителей моногорода это совсем не воодушевляло. В первые годы проведения фестиваля многие выксунцы рассуждали о деньгах, потраченных на него, и сомневались в художественной ценности представленных арт-объектов. Более того, в 2012-м одну из работ американского художника частично разрушили, а два года спустя и вовсе сожгли. Это, по словам Седых, подтолкнуло команду фестиваля к смене ориентиров: «Мы поняли, что у людей есть свои амбиции, связанные с самореализацией, и насущные потребности, связанные с желанием изменить городское пространство. Сейчас часть программы направлена на сотрудничество горожан и профессиональных художников. Это благоустройство и переформатирование дворов, экспозиция работ выксунцев в современных пространствах центрального музея города и многое другое».

756010225630987.jpg
Муралы в Выксе © Пресс-служба

Эти полезные для развития города инициативы приблизили фестиваль к горожанам, но и их оказалось недостаточно. «Про арт-двор в центральном микрорайоне даже и говорить не хочется. Он и месяца не прожил. Так что, прежде чем сооружать, надо думать о долговечности, а не так чтобы покрасоваться и все», — жаловались выксунцы на городских порталах. В то время как в рамках фестиваля появляется временное благоустройство, постоянного жителям города по-прежнему не хватает. «Объясните мне, человеку с двумя высшими образованиями, как украсило плотину Верхнего пруда непонятное изделие, появившееся там пару лет назад? Это искусство? А может быть, лучше бы было вложить эти деньги в обустройство плотины и создания там прогулочной зоны?» — недоумевала жительница Выксы. Впрочем, местные власти ведут работу в этом направлении: в городе уже облагородили парк и одну набережную, и в скором времени благоустроят вторую. Ирина Седых уверена, что для развития города не обязательно делать выбор между благоустройством и поддержкой искусства: «Какая-то часть выксунцев говорит, что лучше бы фасады утепляли вместо создания муралов (масштабных граффити на поверхности стены. — "РБК Стиль"), а современное искусство непонятно. Фасады утеплять надо, но это можно делать и занимаясь современным искусством. Либо то, либо это — так вопрос не стоит».

Разумеется, против инициатив фестиваля выступают далеко не все жители Выксы. После того как вандалы сожгли работу Джона Пауэрса, 1200 человек подписали обращение к местной администрации о необходимости установки дополнительных камер видеонаблюдения за работами, выполненными в рамках фестиваля. В июле в Выксе уничтожили еще одно произведение уличного искусства, и горожане поддержали его восстановление.

«Работу Паши 183 "Сказка о потерянном времени" заклеили слоем утеплителя — решение о проведении работ приняли жильцы многоквартирного дома. Но затем они же проголосовали за воссоздание мурала. С инициативой восстановить граффити выступило местное сообщество. Заново создал рисунок Андрей Андрианов, поддержку оказал местный бизнесмен. Нас поддержал и глава города», — рассказывает артистический директор фестиваля Федор Павлов-Андреевич. Ирина Седых дополняет, что власть в Выксе в целом поддерживает фестиваль и помогает с его организацией: «Мы опираемся на опыт крупных европейских городов, где современное искусство привлекает туристов, развивает местный бизнес, создает комфортную атмосферу. Самое главное в этом — наличие работ, представляющих реальную художественную ценность».

756010226869254.jpg
Паша 183 во время работы над муралом «Сказка о потерянном времени» © пресс-служба

В городе сейчас находятся около 100 арт-объектов, созданных в рамках «Арт-Оврага». При этом за девять лет его проведения в городе не появилось ни одной работы авторства исключительно местного художника. Однако, по словам организаторов, каждый фестиваль оставляет в Выксе «художественный след»: жители Выксы не только знакомятся с современным искусством на улицах города, но общаются с художниками в арт-резиденциях, на мастер-классах и других фестивальных мероприятиях.

На фестивале, который пройдет в 2021 году, кураторы обещают уделить еще большее внимание местной культуре. «Команда экспертов будет собирать городской фольклор. Вместе мы хотим составить групповой портрет выксунских окрестностей, запечатлев эту среду во всем ее первозданном великолепии. Еще мы планируем поговорить об инклюзии части местного сообщества. По соседству с Выксой существует довольно большой психоневрологический интернат — его обитателей, а также других людей, выключенных из жизни общества из-за ограниченных возможностей, мы собираемся позвать участвовать в танцевальном перформансе», — делится планами Федор Павлов-Андреевич.

Но несмотря на все попытки выстроить диалог с горожанами и местной администрацией, организаторы «Арт-Оврага» напоминают, что стрит-арт не самый конформный вид искусства: «Стрит-арт — партизанская культура, которая изначально призвана спорить с людьми, а не украшать их жизнь. Частью идентичности жителей она становится тогда, когда партизански сделанные работы обретают свою историю, становятся частью городского обихода, когда без них люди не мыслят своего города. Но это, скорее, возможно в тех городах, где стрит-арт развивается сам по себе, где государственные органы не расчищают под него стены, а патроны оплачивают художникам билеты, проживание и краску, обеспечивая плацдарм. Наша задача — постепенно навести порядок в понятиях: современное искусство будет появляться на стенах в виде муралов знаменитых или заслуживающих внимание авторов, а если местная стрит-арт-культура будет параллельно с этим осваивать какие-то заброшенные стены или оставлять несогласованные метки на стенах, мы будем стараться убеждать городские власти, что эти метки и эти нелегальные работы — часть современной реальности, и к ним нужно относиться с пониманием».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как и чем убрать царапины на машине своими руками Как и чем убрать царапины на машине своими руками

Какие виды царапин бывают на автомобиле и как их убрать

РБК
Правила жизни Тома Харди Правила жизни Тома Харди

Правила жизни английского актера Тома Харди

Esquire
Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи

Андрей Шаповалов о том, почему шаманские ритуалы не такие, как думают обыватели

СНОБ
«Это просто мой долг и работа»: как врачи помогают пассажирам в полете «Это просто мой долг и работа»: как врачи помогают пассажирам в полете

Рассказы медиков, которым приходилось оказывать помощь на высоте 10 000 метров

Esquire
Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
За вас подумает Тагил За вас подумает Тагил

iRidium Mobile развивает перспективную платформу автоматизации умных домов

Эксперт
Сломался ноготь, скололся лак и еще 8 проблем с маникюром, которые можно решить Сломался ноготь, скололся лак и еще 8 проблем с маникюром, которые можно решить

По нашим подсчетам, около трети всех бьюти-катастроф приходится на ногти

Cosmopolitan
Правила жизни Майкла Дугласа Правила жизни Майкла Дугласа

Правила жизни актера Майкла Дугласа

Esquire
Mercedes-Benz представила прототип водородного грузовика Mercedes-Benz представила прототип водородного грузовика

Концерн Daimler представил тягач, работающий на водородных топливных элементах

N+1
“Старт”: уникальный автомобиль из СССР с тяжелой судьбой “Старт”: уникальный автомобиль из СССР с тяжелой судьбой

Микроавтобус made in USSR

Популярная механика
Как семейство Кардашьян заработало больше $2 млрд благодаря 14-летнему реалити-шоу Как семейство Кардашьян заработало больше $2 млрд благодаря 14-летнему реалити-шоу

Как вышло, что с закрытием шоу «Семейства Кардашьян» доходы семьи не иссякнут?

Forbes
Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии

Немцы редко гордятся методами, которые Бисмарк использовал для достижения целей

Дилетант
«За несколько лет соцсети полностью переучили нас»: как вернуть внимание и работоспособность, которую отняли смартфоны «За несколько лет соцсети полностью переучили нас»: как вернуть внимание и работоспособность, которую отняли смартфоны

Выжимка подкаста The Supehuman Academy с Кэлом Ньюпортом

VC.RU
Маленькие дети использовали оба полушария для понимания речи Маленькие дети использовали оба полушария для понимания речи

Для понимания речи здоровые дети используют оба полушария мозга

N+1
15 мыслей Евгения Цыганова 15 мыслей Евгения Цыганова

Евгений Цыганов о Цое, Ефремове и самом себе

GQ
«Дайте до детства плацкартный билет»: как нас захватила ностальгия «Дайте до детства плацкартный билет»: как нас захватила ностальгия

Почему и Цой жив, и хиты Лолиты и «Отпетых мошенников» на новый лад, но поют?

РБК
На пике На пике

Как поддерживать максимальную эффективность без выгорания

kiozk originals
Познакомьтесь с брендом Paria Farzaneh Познакомьтесь с брендом Paria Farzaneh

Дизайнер из Ирана Пария Фарзане, вещи которой уже обожают Фрэнк Оушен и Pusha T

GQ
10 самых глубоких мест на Земле 10 самых глубоких мест на Земле

Насколько близко можно приблизиться к ядру планеты?

Популярная механика
Мир по «Звездным войнам» Мир по «Звездным войнам»

Что «Звездные войны» могут рассказать нам о мире, в котором мы живем

kiozk originals
Алена Алена

Интервью с универсальной амазонкой нового русского кино Аленой Михайловой

Собака.ru
18 ляпов, попавших на киноафиши 18 ляпов, попавших на киноафиши

Даже на афишах блокбастеров порой достаточно ошибок и ляпов

Maxim
«Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам «Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам

Психолог о том, как государственные катаклизмы влияют на психику обычных людей

РБК
Виктория Бекхэм, Ирина Шейк, Дита фон Тиз и другие о том, как соблазнить мужчину Виктория Бекхэм, Ирина Шейк, Дита фон Тиз и другие о том, как соблазнить мужчину

Знаменитые женщины рассказали, как обезоружить мужчину мечты своим поведением

Cosmopolitan
Сила воли Сила воли

Как перестать искать отговорки и перейти от желаний к действиям

kiozk originals
Плоская металинза дала эффект рыбьего глаза Плоская металинза дала эффект рыбьего глаза

Угол обзора мегалинзы превышает 170 градусов

N+1
8 самых удивительных (и красивых) авторазвязок мира 8 самых удивительных (и красивых) авторазвязок мира

Красота в глазах проезжающего

Maxim
«Я же говорила!»: как распознать мнимую уверенность «Я же говорила!»: как распознать мнимую уверенность

Все мы слышали фразы вроде «А ведь я предупреждал!»

Psychologies
(Нео)сознанное (Нео)сознанное

Как бессознательный ум управляет нашим поведением

kiozk originals
Главной причиной расширения тропиков назвали нагрев субтропической зоны конвергенции Главной причиной расширения тропиков назвали нагрев субтропической зоны конвергенции

Ученые использовали 26 климатических моделей, чтобы прийти к такому выводу

N+1
Открыть в приложении