Кто сопровождал Елизавету II на пути к статусу поп-культурной иконы

Правила жизниКультура

Панки, шпионы и Уорхол: кто сделал Елизавету II поп-иконой

За 70 лет правления к образу Елизаветы II обращалось огромное множество художников, музыкантов и кинематографистов. Журналист Никита Солдатов вспомнил самых важных из тех, кто сопровождал Елизавету II на пути к статусу главной поп-культурной иконы столетия.

Никита Солдатов

b72e4ffb9aa3090ac3c9f8ec8274d53a_ce_2000x1247x0x594.jpg
Панки, шпионы и Уорхол: кто сделал Елизавету II поп-иконой

Королева и Сесил Битон

Cесил Битон, один из величайших фотографов прошлого века, мастер и первооткрыватель жанра, который принято называть «звездным портретом», начал снимать королевскую семью в 1938 году по приглашению королевы-матери Елизаветы. Приглашен Битон был с определенной целью — создать приятный массовому зрителю имидж их «фирмы», как король Георг VI называл королевскую семью. Проблема и правда была: во-первых, отречение короля Эдуарда VIII нанесло немалый урон репутации британской монархии; во-вторых, как говорил сам Битон, королевская семья выходила на фотографиях какой-то неряшливой. Битон согласился на работу придворного фотографа — и продолжал ее почти 40 лет, параллельно тусуясь с Миком Джаггером, крутя романы с придворными и снимая обложки для Vogue.

Во многом благодаря театрально-декоративному таланту Битона, который еще работал театральным художником, королевская семья — и в большей степени Елизавета II — обрели публичный образ, который сохранялся весь XX век, — эдаких застегнутых на все пуговицы, но вполне симпатичных людей. Многие снимки Битона, подававшиеся общественности как обычные семейные фото, на деле были частью продуманной пиар-кампании: вот члены королевской семьи во время войны осматривают Букингемский дворец после взрыва бомбы — то есть прямо как и остальные жители Британии непосредственно ощущают ужасы войны на себе; а вот юная королева несет на плечах своего старшего сына Чарльза — какая мать так не делает.

4a2cad664af26fd8f44dca46bc95a10f.jpg
Принцесса Елизавета с принцессой Анной, сентябрь 1950 года. Keystone Pictures USA/Alamy/Legion Media

Несмотря на столь долгое сотрудничество, Битон писал, что у них с королевой кардинально разные вкусы. Фотографу, видимо, приходилось подстраиваться — в «фирме», по крайний мере, все были довольны. Мать Елизаветы после просмотра битоновского фотоальбома писала ему в 1962 году: «Мой дорогой мистер Битон. Вся наша семья испытывает глубокую благодарность за то, что вы смогли представить нас вполне даже милыми, настоящими людьми».

Королева и панки

Главный гимн панка появился благодаря Елизавете II. Знаменитая God Save the Queen, пародирующая британский гимн, в которой Ее Величество называют “фашисткой” и “недочеловеком”, а всей империи отказывают в будущем, вышла аккурат к Серебряному юбилею правления Елизаветы в 1977 году. Sex Pistols устроили целый перформанс: 7 июня, в день празднования юбилея коронации, полным составом с пьяными вдрабадан друзьями сняли лодку «Королева Елизавета», поплыли к Парламенту и устроили концерт прямо напротив. Закончилось, понятное дело, полицией — и полным триумфом: Sex Pistols моментально превратились в главных героев поколения, яростных бунтарей, которые вскрывали довольно гнилую подноготную Великобритании того времени — Уильям Берроуз, тогда уже в статусе иконы нонконформизма, даже послал им поздравительное письмо.

Помимо самой песни культовой стала и обложка сингла работы Джейми Рида, который взял официальную фотографию Елизаветы, проколол глаза и рот и на их место вставил цитаты из песни. Без сомнения, самый сильный образ эпохи панка сейчас хранится в Национальной портретной галерее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении