Памяти Анны Карина: 4 фильма Жан-Люка Годара с участием актрисы
14 декабря в возрасте 79 лет ушла из жизни легенда французского кинематографа, актриса датского происхождения Анна Карина. Всего в ее послужном списке – 77 фильмов. Она работала с Аньес Вардой, Роже Вадимом, Лукино Висконти, но все же в первую очередь запомнилась ролями у Жан-Люка Годара, одного из зачинателей «новой волны», ознаменовавшей новую эру в истории французского кино. Актриса снялась в семи фильмах режиссера и семь лет была замужем за ним. Вспоминаем лучшие фильмы Годара с участием его главной музы.
«Женщина есть женщина»
На Берлинском кинофестивале 1961 года картина взяла две награды: специальный приз жюри и «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль. Пожалуй, это самая оптимистичная и легкая работа в фильмографии Годара. Во время съемок картины режиссер женился на Карина и весьма очевидно, что он был очень счастлив, снимая «Женщину».
Анджела (Анна Карина) – главная героиня, танцовщица весьма специфичных танцев на грани бурлеска и стриптиза, мечтающая о ребенке. Она влюблена в Эмиля (Жан-Клод Бриали), а в нее влюблен Альфред, роль которого исполнил любимчик Годара Жан-Поль Бельмондо.
При незамысловатом сюжете картина отражает идею эмансипации и показывает женщину сильную, уверенную и принимающую те решения, которые она сама считает нужными. «Нет ничего прекраснее, чем женщина в слезах. Надо бойкотировать тех, женщин, кто не плачет», – говорит Анджела. В отличие от своего молодого человека она прекрасно понимает, что в проявлении человеческой слабости нет ничего зазорного.
Среди прочего фильм соткан из цитат, ловко завуалированных или же весьма открытых, отсылающих к культовым фильмам, актерам и музыкантам своей эпохи.
Так, например, всего на третьей минуте «Женщины» героиня Карина заходит в книжный и разглядывает журналы, среди которых можно заметить розовую обложку с актрисой Катрин Демонжо, сыгравшей в трогательном фильме «Зази в Метро» Луи Маля. Герой Бельмондо упоминает вышедший ранее фильм Годара «На последнем дыхании», где актер исполнил главную роль, а Карина говорит о картине «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо, еще одного представителя «новой волны». «Азнавур просто гений!» – восклицает Анджела и уже в следующей сцене ставит песню артиста Tu T’laisses Aller.
Ссора между главными героями построена на цитировании в самом буквальном смысле: чтобы не скатываться в эмоциональную перебранку, они начинают показывать друг другу книги, подбирая обложки с наиболее подходящими им заглавиями. Мы видим роман Клода Мориака 1957 года «Каждая женщина роковая», а также бульварный роман 1960 года «К позорному столбу» Антуана Доминика.