К концу года российские туристы на официальных основаниях смогут летать в Египет

РБКПутешествия

Открыть Египет: что нового ждет туристов в давно знакомой стране

К концу года российские туристы на официальных основаниях смогут летать в Египет. В преддверии этого корреспондент «РБК Стиль» побывала в Хургаде и рассказала, что изменилось на побережье Красного моря за время отсутствия путешественников из России.

Автор Мария Желиховская

755640643684035.png
Фото Мария Желиховская

23 июля представитель МИД РФ Михаил Богданов сообщил, что в ближайшее время будет восстановлено чартерное сообщение между городами России и курортами Египта. Месяцем ранее с заявлением о том, что полеты возобновят до конца нынешнего года, выступил глава египетского МИД Самех Шукри. Между тем, если не считать регулярные спекуляции вокруг авиационной темы, после запрета полетов в Египет страна как туристическое направление выпала из российского информационного поля, и за исключением тех немногих, кто летал туда обходными путями, россияне не очень хорошо представляют, какие условия для туризма сложились там сейчас.

Когда самолеты были большими

История туристических отношений между Египтом и Россией едва ли не лучшая иллюстрация пословицы «От любви до ненависти — один шаг». В конце 1990-х — начале 2000-х годов пакетно-чартерный поток в эту страну рос настолько стремительно, что, казалось, в российских городах-миллионниках не осталось ни одного обладателя загранпаспорта, который не побывал бы в Стране фараонов. Количество туристов исчислялось миллионами, и многие из нынешних или существовавших до недавнего времени крупных российских туроператоров сделали себе на этом направлении имя и капиталы. Туристы, конечно, сетовали на особенности национального сервиса — излишне навязчивого там, где дело касалось продажи чего-либо, и, наоборот, чересчур неспешного по части организовать-принести — однако такого сочетания теплого климата, моря с уникальной фауной, разнообразия гостиничной инфраструктуры, относительно короткого перелета и невысокой за все это цены не могла предложить ни одна другая страна.

755640638691071.jpg
Фото Мария Желиховская

После военного переворота 2013 года и последовавшего за ним политического кризиса количество иностранных туристов в Египте уменьшилось, однако из России самолеты продолжали летать, несмотря на новости о закрытии того или иного отеля. Все изменилось 31 октября 2015, когда в результате теракта над Синаем упал вылетевший из Шарм-Эль-Шейха самолет «Когалымавиа». В отличие от европейцев, снявших после этого рейсы в Шарм-эль-Шейх, но оставивших Хургаду с Каиром, российские власти приостановили все полеты в Египет.

Альтернатива или пересадка

Сегодня и в Хургаду, и в Шарм-эль-Шейх из Европы летают отовсюду: самолеты в Египет отправляются из Германии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Великобритании, Польши, Армении, Украины, Беларуси и Турции, а буквально на прошлой неделе чартер в Шарм-эль-Шейх запустила Испания. Жители Персидского залива тоже стали в Египте частыми гостями. В России же страна до сих пор предана туристической анафеме, которая несколько смягчилась с запуском в апреле 2018-го прямых рейсов из Москвы в Каир, но погоды это не сделало. При этом Египет регулярно посещают российские эксперты по транспортной безопасности, рапортуют о достигнутых договоренностях, но дело стоит на месте.

Затянувшийся запрет стал притчей во языцех у любителей конспирологии: фантазии и оценочные суждения по поводу его причин варьируются от лобби ближневосточных конкурентов Египта за турпоток до предположения, что в обмен на разрешение полетов у египтян просят контракт на поставку Sukhoi Superjet 100. В Египте же долгое отсутствие россиян привело к перестройке местного туристического рынка. По словам советника по туризму посольства Египта в РФ Ахмеда Эльгенди, даже если рейсы из России будут возобновлены в ближайшее время, контрактинг для российских туроператоров будет непростым: процесс переговоров придется начинать буквально с нуля, поскольку отели и принимающие компании по закону сообщающихся сосудов переориентировались на Европу и Персидский залив.

Любопытно, что все это время в качестве альтернативы Египту туроператоры энергично рекламировали Израиль, ОАЭ, Иорданию и даже Вьетнам. Однако израильский Эйлат и курорты ОАЭ как минимум вдвое дороже (особенно, если учитывать цены на местах), к тому же в Израиле возникают трудности при въезде, а в Эмиратах все не так хорошо с пляжами и алкоголем; иорданская Акаба попросту меньше и, соответственно, не так богата инфраструктурой, а во Вьетнам долго лететь. Туристов, наивно ожидавших буквального аналога и строчивших по возвращении гневные жалобы, за все антиегипетские годы было хоть отбавляй.

755640638748850.jpg
Фото Мария Желиховская

Прошлой зимой туроператоры пытались сформировать пакетные туры в Шарм-Эль-Шейх с прилетом в израильскую Овду, однако барьеры для въезда в Израиль и многочасовые очереди на пограничном переходе свели инициативу на нет. Не воплотились в жизнь и идеи ездить через Акабу. А вскоре после того, как пара крупных операторов заявила о планах продавать туры в Хургаду и Шарм-эль-Шейх через Анталью, куда ради этого предполагалось пустить в зимний сезон чартер, Египет для наших путешественников закрыли окончательно: после инцидента с отравлением российского туриста в курортном отеле Ростуризм напомнил туроператорам о запрете продажи туров в эту страну.

Но, как известно, запрет в России меньше, чем запрет, и, хотя некогда подобный Ниагаре турпоток россиян в Египет превратился в ручеек, туристы продолжают туда летать, бронируя путешествия самостоятельно: большинство — транзитом через Минск или Стамбул.

Новая экзотика

До остановки полетов я бывала в Египте много раз — меня можно даже было назвать инсайдером курорта Эль-Гуна, куда зимой стекалась вся элита страны и где у моих друзей был отличный дом. Помню, что друзья, представители довольно привилегированной прослойки египетского общества, сетовали на нехватку в стране хороших ресторанов и по-настоящему люксовых отелей, но про угрозу личной безопасности не было и речи, даже вскоре после революции (которую, к слову, почти все мои египетские знакомые тогда поддержали). Время и прочие обстоятельства перевели наше общение в электронный формат, и прошло целых восемь лет, прежде чем повод отправиться в Египет появился вновь: муж-мексиканец захотел увидеть заморские пирамиды. Для него Египет был совершеннейшей экзотикой, но по реакции российских знакомых на наш выбор я вдруг осознала, что и для нас, россиян, он стал тем же. Коллеги тревел-журналисты с интересом спрашивали: «Ну и как там?!» Да и я, признаться, прежде чем бронировать билеты, задала этот же вопрос друзьям, на что мне было сказано лететь и ничего не бояться.

755640638821548.jpg
Фото Мария Желиховская

Разница между «тогда» и «сейчас» бросилась в глаза сразу по прибытии: в виде нового аэропорта Хургады, который выглядел вполне респектабельно. От былого русскоязычного гама представителей туркомпаний, конечно, не осталось и следа, но даже глубокой ночью добраться до нашего Сахль-Хашиша не составило труда: за $10 нас довез один из поджидавших на выходе таксистов, правда, изрядно заплутавший по дороге. И стоило свернуть не туда, как новая гладкая дорога мгновенно превратилась в непроходимые ухабы.

Сахль-Хашиш — симпатичный девелоперский курорт неподалеку от Хургады, спроектированный Норманом Фостером. Его начали строить больше 10 лет назад, но, как это часто случается в Египте, достраивают до сих пор. Многие помещения простаивают, и территория площадью более 3 тыс. га без туристов выглядит довольно безлюдно.

Еще одно бросившееся в глаза нововведение — рамки металлоискателей на входе в отели и многие магазины (забегая вперед, скажу, что на вылете в аэропорту Хургады целых два контроля безопасности, с рамками и лентами).

Заселили в отель нас радушно, но в номере сразу же отключилось электричество, и менеджмент стал настаивать на вызове электрика в два часа ночи — вместо того, чтобы дать нам поспать после семичасового перелета, мотивируя это тем, что другого номера забронированной категории у них нет. После пятнадцатиминутных препирательств нам все же дали другой, улучшенный.

Не ожидая особого качества от общепита экономичной «пятерки» местной сети (отель известного международного бренда стоил втрое дороже), мы не стали бронировать all inclusive, выбрав только завтрак. И были удивлены его качеством и разнообразием (впервые за много лет я, наконец, вспомнила, что такое настоящая арабская пита — тонкая, нежная, с чуть сладковатым послевкусием). А в полдень патио у отеля, на которое выходил наш балкон, окутывал аромат жарящегося на вертеле мяса, приправленный свежим, соленым, немного пряным и очень сухим воздухом Красного моря. Правда, цены в гостиничных ресторанах были не египетские, а вполне себе московские.

В отеле и на пляже была слышна английская, немецкая, итальянская, польская и русская речь, однако расспрашивать русскоговорящих, откуда и как они сюда добрались, мы постеснялись. А вот официант Али, каждое утро приносивший нам на пляже кофе, быстро вспомнил русские слова, признался, что россиян здесь очень не хватает и выразил надежду, что скоро все наладится.

Из развлечений в самом Сахль-Хашише были лишь шопинг да променад вдоль моря, переходящий в широкий, отделанный брусом пешеходный пирс, откуда можно было наблюдать живописные закаты. По вечерам из нашего отеля ходил бесплатный трансфер в Хургаду и обратно, и мы решили им воспользоваться.

Внешне Хургада, кажется, почти не изменилась, разве что у коптского храма мы обнаружили БТР с полицией (стражи порядка объяснили такие меры религиозным праздником). Однако в городе было заметно оживленнее: улицы и кафе были полны туристов из соседних трех- и четырехзвездочных отелей и даже завсегдатаев, которых персонал знал по именам. Быстро выяснилось, что в незатейливом кафе с пластиковыми стульями за $10 на двоих можно съесть огромную вкусную жареную рыбу с овощным гарниром, которую подавали прямо на скворчащей сковороде, и выпить по бокалу вполне годного вина.

755640638462892.jpg
Фото Мария Желиховская

В местных лавках сувениры из натуральной кожи и дерева, фаянс, серебро, текстиль, фрукты и специи тоже удивляли своей дешевизной — последствия девальвации египетского фунта, который за последние несколько лет обесценился более чем в полтора раза, были налицо. При этом торговцы хоть и жаловались на жизнь, но вели себя, кажется, не так бесцеремонно, как много лет назад. Списать этот факт на наличие бородатого мужа не давали воспоминания о нескончаемом торге во время шопинга в компании не менее серьезных на вид египтян.

Что имеем, то храним

Те, кто бывал в Египте в начале 2000-х годов, наверняка помнят старый аэропорт Хургады, построенный в стиле бедуинского лагеря с белыми парусиновыми конусами, не слишком опрятный и очень хаотичный. Лучше он не стал, но теперь его используют для экскурсий в Каир. Специально под туристические группы ежедневно организуют утренний рейс туда и вечерний обратно, забронировать которые можно лишь с экскурсией у одного из местных туроператоров, что мы и сделали. Маленький винтовой самолетик был полон пассажиров, но по прилете оказалось, что в нашей группе всего шесть человек, из которых для двоих предназначался немецкоговорящий гид, и нас, англоязычных, осталось четверо — получилась почти индивидуальная экскурсия по цене групповой. Удивительно, но факт: самая многочисленная группа, встретившаяся нам во время экскурсий, оказалась русскоязычной.

Узнав, что я из России, гид Мохаммед широко улыбнулся и предался ностальгическим воспоминаниям: когда-то в Каире было много русских туристов, столько красивых девушек… По его словам, сейчас у гидов не самые простые времена: общее количество туристов по сравнению с дореволюционными временами снизилось, найти работу стало сложнее. Нет, визуально количество гостей в Гизе и сейчас немалое, но не такое сумасшедшее, как было в стародавние времена. В отличие от гидов, туристы от этого только выигрывают: экспонаты Египетского музея и пирамиды теперь можно разглядеть как следует, не теряясь в бесконечном потоке мельтешащих перед глазами посетителей, а селфи получаются без фотобомб. Но за пределами исторических достопримечательностей Каир производит довольно депрессивное впечатление. Все те же угрюмые небоскребы и все те же дети, подбегающие в надежде продать сувенир за доллар.

755640638626995.jpg
Фото Мария Желиховская

Испытание забвением, судя по всему, пошло на пользу и египтянам: за время нехватки туристов они, кажется, немного переосмыслили туристический процесс, научившись выше ценить каждого гостя. Впервые в моей египетской практике гид не пустился в назойливую продажу попутных товаров и услуг. Уже на вылете из Хургады мы зашли в магазин в аэропорту, чтобы купить египетского вина. Продавец, молодой парень, на удивление неплохо в нем разбирался. Поинтересовавшись, долго ли нам лететь, он вдруг протянул кулек крупных южных семечек. В подарок, «чтоб было не скучно». Мы ухитрились тут же высыпать половину на пол, попытались помочь парню их собрать, но он лишь замахал руками — что вы, ничего страшного, идите, а то опоздаете на рейс. Нескончаемые клиенты превратились в людей.

Правда, организация и инфраструктура все еще подводят: например, вылет из Каира нам без объяснения причин сдвинули почти на два часа позже, а трансфер в аэропорт не перенесли, и пришлось убивать время в аэропорту, где заняться совершенно нечем. А вскоре в единственном в нашей зоне вылета кафе вырубилось электричество, так что даже кофе толком попить не удалось.

755640642270948.jpg
Фото Мария Желиховская

Впрочем, власти Египта все же работают над тем, чтобы туристам стало комфортней: в январе в тестовом режиме начал работу международный аэропорт Сфинкс, расположенный в Гизе, а нынешним летом между Хургадой и Марса-Аламом планируют открыть международный аэропорт Беренис, призванный разгрузить воздушные гавани этих двух курортов. Весной появились новости о планах по возобновлению морского сообщения между Хургадой и Шарм-эль-Шейхом (там, в отличие от Хургады, еще остались казино, и это неплохой довод для коротких туров). Помимо экономичного и среднего сегментов, есть в Египте и люкс, хотя подобные отели можно пересчитать по пальцам, и большинство принадлежит международным сетям: Ritz-Carlton и Kempinski в Каире, Oberoi и Baron Palace в Сахль-Хашише, Steigenberger в Хургаде, Four Seasons в Шарм-Эль-Шейхе, La Maison Bleue в Эль-Гуне. В этой нише египтянам явно есть, куда расти.

Лететь или не лететь

Попытки поговорить о туристических перспективах Египта с российскими туроператорами провалились: одни игроки рынка ссылались на запрет Ростуризма, другие отшучивались, что про эту страну — или хорошо, или ничего. Из дюжины опрошенных говорить согласились лишь трое.

Начальник отдела продаж компании «Содис» Ирина Мануильская отметила, что до приостановки авиасообщения запросов на туры в Египет было лишь по несколько в год, поскольку было невозможно гарантировать качественный сервис и питание, а «Содис» работает в премиальном сегменте. Любители пляжей предпочитают ОАЭ, а увлеченные подводным плаванием — Мальдивы. По мнению Маниульской, даже если на египетские курорты сейчас запустят регулярные рейсы «Аэрофлота» с бизнес-классом, клиенты компании вряд ли туда полетят.

755640638858056.jpg
Фото Мария Желиховская

Заместитель директора «Карлсон Туризм» Виктория Внучкова сообщила, что заявок на Египет в последние годы в компанию не поступало, поскольку бюджетные путешественники переориентировались на Турцию, а те, кто покупает туры от полумиллиона рублей, бронируют ОАЭ и Азию.

А вот журналист Михаил Кожухов, основавший собственный клуб путешествий, с нетерпением ждет, когда Египет откроется, чтобы предложить авторскую программу с круизом по Нилу из Асуана через Луксор в Александрию. Он убежден, что это путешествие входит в десятку тех, которые должен совершить каждый: «Люди ездят в Египет, чтобы наращивать живот на пляже и не понимают, что поездка по Нилу, которая длится всего четыре дня, откроет для них совсем другой, потрясающий Египет. Потому что Асуан — один из самых красивых городов мира, а Луксор — очаг первой цивилизации землян, от которой остались столь восхитительные следы».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нужно отменять За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нужно отменять

Почему нештрафуемые +20 км/ч нужно пересмотреть?

РБК
Юные экоактивисты, которые борются против изменения климата Юные экоактивисты, которые борются против изменения климата

Им от 15 до 22 лет, и они прогуливают уроки ради демонстраций

Vogue
Что смотреть после «Во все тяжкие»: 5 фильмов и 5 сериалов Что смотреть после «Во все тяжкие»: 5 фильмов и 5 сериалов

5 фильмов и 5 сериалов, переосмысливающих и дополняющих «Во все тяжкие»

Esquire
Почем винтаж для народа? Почем винтаж для народа?

Сколько мифов вокруг винтажа и с чем его едят?

OK!
Ржавый клад в сарае: где и как порой находят ретрокары Ржавый клад в сарае: где и как порой находят ретрокары

За этой дверью — миллион, а за этой — груда ржавого железа

Maxim
Как паковать чемодан, чтобы все уместить и не сойти с ума: 6 лайфхаков Как паковать чемодан, чтобы все уместить и не сойти с ума: 6 лайфхаков

С самого начала нужно следовать определенным правилам упаковки чемодана

Playboy
Мазда Адли: Стресс в большом городе, или Как оставаться счастливым в мегаполисе Мазда Адли: Стресс в большом городе, или Как оставаться счастливым в мегаполисе

Как жизнь в мегаполисе влияет на наше ментальное здоровье

СНОБ
Из кого выйдет достойный Элвис? 5 претендентов на роль короля рок-н-ролла Из кого выйдет достойный Элвис? 5 претендентов на роль короля рок-н-ролла

В США назвали основных претендентов на роль певца Элвиса Пресли

Playboy
Слишком добрый, чтобы отказать Слишком добрый, чтобы отказать

Мы осуждаем людей, не справляющихся со своими обязанностями

Psychologies
Ольга Шатерникова: Ольга Шатерникова:

Гонщица Ольга Шатерникова соревнуется с мужчинами на равных

Cosmopolitan
Все, что известно о четвертом сезоне «Очень странных дел» Все, что известно о четвертом сезоне «Очень странных дел»

Для тех, кто не может дождаться продолжения истории «Очень странных дел»

Vogue
Другая планета. Тест-драйв Subaru XV в Исландии Другая планета. Тест-драйв Subaru XV в Исландии

Путешествие в Исландию на автомобиле Subaru XV

РБК
Экспорт мусора из США в бедные страны: расследование The Guardian Экспорт мусора из США в бедные страны: расследование The Guardian

The Guardian начало рассказывать о проблеме переработки американского мусора

Популярная механика
Что нужно знать про дайверские часы Что нужно знать про дайверские часы

Рассказываем о главных водонепроницаемых новинках и их важнейших характеристиках

РБК
Открытие нового отеля Waldorf Astoria Maldives Ithaafushi на Мальдивах Открытие нового отеля Waldorf Astoria Maldives Ithaafushi на Мальдивах

Отель Waldorf Astoria Maldives Ithaafushi

Cosmopolitan
Александр Домогаров: «Я не деспот» Александр Домогаров: «Я не деспот»

Актер откровенно о страхах, любви и депрессии

StarHit
7 странных правил этикета разных стран мира (плюнули – значит, уважают) 7 странных правил этикета разных стран мира (плюнули – значит, уважают)

Вот тебе несколько наставлений перед грядущими путешествиями

Playboy
Инновационный миллиардер. Владимир Потанин получил премию за заслуги перед искусством Инновационный миллиардер. Владимир Потанин получил премию за заслуги перед искусством

В Нижнем Новгороде на этих выходных состоялось вручение премии «Инновация»

Forbes
Ни пуха ни пера Ни пуха ни пера

Зачем в современном аэропорту Домодедово используются хищные птицы

Вокруг света
Афиша на выходные 26-28 июля Афиша на выходные 26-28 июля

Большие фестивальные выходные

Forbes
72 часа в аду: история замурованных танкистов 72 часа в аду: история замурованных танкистов

Представь, что ты застрял в лифте на 72 часа. Казалось бы, экстремально?

Maxim
Как исправить прикус? Как исправить прикус?

Что делать, когда зуб на зуб не попадает

GQ
Театр мимики и жеста Театр мимики и жеста

Героини «Татлера» все чаще меняют инъекции на гимнастику для лица

Tatler
Мишель Бернардо — о фарфоре, Джеффе Кунсе и интернете Мишель Бернардо — о фарфоре, Джеффе Кунсе и интернете

Мишель Бернардо — об истории компании и сотрудничестве с Джеффом Кунсом

РБК
Пример для подражания: Джеймс Нортон Пример для подражания: Джеймс Нортон

Шесть уроков британского стиля от главаря русской мафии

GQ
Куда потратить триллионы? В Госдуме отклонили идею о поддержке экспорта деньгами из ФНБ Куда потратить триллионы? В Госдуме отклонили идею о поддержке экспорта деньгами из ФНБ

Поправку, дающую право тратить ФНБ на экспортные кредиты, отклонили

Forbes
Почему мы все занимаемся бесполезной работой: коварство прогресса Почему мы все занимаемся бесполезной работой: коварство прогресса

Прогресс не освободил людей, а еще сильнее привязал к бессмысленной работе

Популярная механика
«Пора покупать машины поменьше». Осенью парковки станут короче «Пора покупать машины поменьше». Осенью парковки станут короче

Сделать места для парковки короче и уже по всей России позволят новые стандарты

РБК
Как блогер Ида Галич прошла путь от КВН до рейтинга Forbes Как блогер Ида Галич прошла путь от КВН до рейтинга Forbes

Ида Галич начинала карьеру юмориста со студенческой команды КВН

Forbes
Том Холланд: почему нового Человека-паука полюбил весь мир Том Холланд: почему нового Человека-паука полюбил весь мир

В прокат вышел новый фильм о приключениях Человека-паука «Вдали от дома»

РБК
Открыть в приложении