От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки
Какие песни нельзя было исполнять зимой, почему за плач на свадьбе платили деньги и как фольклор приглянулся композиторам
Русский музыкальный фольклор — это устная традиция, которую нигде не планировалось фиксировать в виде текста или нот. Это живая музыка, которая допускает вариативность, поэтому в разных регионах одну и ту же песню до сих пор поют по-разному. С развитием отечественной академической музыки в ней нашлось место и существовавшему обособленно фольклору.
Строгий календарный план для ритуальных песен
Веками пение на Руси было важной частью различных ритуалов. Более того, музыка призвана была помогать человеку в прохождении определенных жизненных рубежей. Например, раньше верили, что мать поет ребенку колыбельную, потому что он, засыпая, переходит в другой мир, а свадебные песни помогали девушке перейти в другую жизнь в новой семье.
Время на Руси представлялось как бесконечный цикл, который нельзя нарушать. Люди жили по обрядовому календарю и для каждого сезона (зима, весна и летне-осенний сезон) существовали свои песни. Песни словно бы помогали движению времени, а перепутать их означало нарушить его ход.
Зима
Когда речь заходит о традиционных зимних песнях славянских народов, мы вспоминаем рождественские колядки. Чуть реже на ум приходят новогодние песни — щедровки, названные так в честь Щедрого вечера (Нового, а в наше время — Старого Нового года). И те, и другие связаны с традицией хождения по домам и пожелания их хозяевам всего самого доброго. Взамен исполнители рассчитывали получить угощения, например пряники. Послушаем вариацию на тему «Щедрого вечера»:
Исполняется песня так: сначала вступает сольный запевала, потом к нему добавляется второй певец, а затем куплеты подхватывает весь остальной хор. Может показаться, что они немного фальшивят, поют не в голос. На самом деле здесь применяется прием разнозвучие или гетерофония — получается необычный «терпкий» унисон.
Еще один вид зимних песен — подблюдные. Их исполняли во время святочных гаданий, когда собравшиеся в одной избе девушки и женщины клали в блюдо с водой по одному предмету, а затем начинали петь, поочередно доставая кольца, серьги и прочие мелкие предметы из накрытого платком блюда.