От привычного к гипнотичному
Как христианская месса превратилась в электронику

14 октября в рамках фестиваля актуальной музыки Sound Up состоится российская премьера мистической партитуры «Месса гула» исландского композитора Йоуханна Йоуханссона, лауреата «Золотого глобуса» и номинанта на «Оскар», BAFTA и «Грэмми». В связи с этим событием Weekend проследил, как один из самых старых жанров западной музыки, не менявшийся на протяжении пятисот лет, эволюционировал в ХХ веке.
Опера или симфония по сравнению с мессой — явления поздние, «веяние моды». Говоря предельно просто, как музыкальный жанр месса — это большой вокальный или вокально-инструментальный цикл на латинские тексты, которые составляют главное богослужение католической церкви. Истоки мессы теряются в эпохе Средневековья; несмотря на то, что литургический обряд мог подвергаться вариациям, его состав, структура и логика прослеживаются на колоссальной исторической дистанции. В последние же почти полтысячи лет — с середины XVI века — они и вовсе оставались неизменными. Начиная с XX столетия — в эпоху грандиозных политических, общественных и художественных потрясений — композиторы начали создавать работы не литургические в строгом смысле, но духовные по содержанию и назначению, переосмысляя жанр мессы и в звуке, и в слове.
Фредерик Дилиус. «A Mass Of Life»
Один из самых загадочных британских композиторов. Он принадлежал поколению Клода Дебюсси и Джакомо Пуччини; родился в Йоркшире в семье с немецко-нидерландскими корнями (при рождении его звали Фриц), учился музыке в Лейпциге, пожил в США, а конец жизни провел во Франции. Космополит и бунтарь, Дилиус создавал симфонические полотна, где красочная оркестровка и пышная гармоническая палитра сочетались с чувственностью и тревогой позднего романтизма.


Сильнейшее влияние на Дилиуса оказала философия Фридриха Ницше. Идеи автора трактата «Так говорил Заратустра» о преодолении человеческого увлекали Дилиуса настолько, что он неоднократно обращался к его текстам. Ассистент композитора Эрик Фенби говорил о неизбывном присутствии в мире Дилиуса сильного языческого начала; отрицание христианской догмы и стремление к полноте бытия воплотились в его крупнейшей работе — монументальной «Мессе жизни» (англ. «A Mass Of Life»), 1905–1908 гг. Дилиус соединил в этой работе каноническую структуру мессы с самыми яркими фрагментами из текста «Заратустры» на немецком.
В отличие от латинской мессы, устремленной к небесному миру, «Месса жизни» Дилиуса подчеркнуто обращена к земному и человеческому. Ее масштаб, исступленный тон и самозабвенное красноречие («О сердце, разорвись!» — ликует финальный хор) вызывают в памяти многие сверхпроекты поздних романтиков; в первую очередь — Восьмую симфонию Густава Малера и «Поэму экстаза» Александра Скрябина, которые были написаны в те же годы. В одиннадцати разделах Дилиус отвечает на поэзию Ницше музыкой головокружительной насыщенности: восторженные хоры соседствуют с медитативными эпизодами пугающей потусторонней красоты, а после финального гимна радости хор эхом повторяет слово «вечность» на протяжении нескольких тактов — словно анонсируя малеровскую же «Песнь о земле», завершенную через год после премьеры «Мессы жизни» в Лондоне.
