Почему большинство из нас является носителем комплекса жертвы

PsychologiesПсихология

Остановите передачу: комплекс жертвы, полученный по наследству

Яна Верзун

1200x675_0xW1ioHqp2_5728125493456788108.jpg
фото: Кадр из фильма «Стиляги»

В последнее десятилетие медиа и культура активно дискутируют на тему доминирования и угнетения, приписывая роли жертвы и палача всем, кто в эти роли вписывается. Метафоры насилия и подчинения так прочно закрепились в обществе по понятной причине: большинство из нас являются носителями культурных комплексов, один из которых — комплекс жертвы.

Виктимология как культурная дисциплина определяет понятие жертвы так: «пострадавший от преступления». Однако травмирующие исторические обстоятельства размывают границы этого определения, и понятия «жертвы» и «преступления» стоит рассматривать под разными углами.

Это слово также используется несколько в ином контексте, когда мы говорим о роли жертвы, синдроме жертвы, позиции, комплексе или архетипе Жертвы.

Архетип Жертвы

Карл Густав Юнг, один из идеологов теории культурных комплексов, дает такое определение: «Архетип жертвы — врожденный психический архетип, призванный продемонстрировать собственную слабость и отсутствие амбиций. Предназначен для избегания внутривидовых конфликтов посредством демонстративного признания поражения. Человек использует этот архетип, когда он подсознательно признает превосходящую силу другого человека и хочет избежать конфликта. Фактически — это публичный отказ (на подсознательном уровне) от притязаний на власть в этом коллективе».

Интерпретация Юнга касается именно архетипа жертвы.

Это коллективное хранилище определенных установок и реакций, под влиянием которых люди тем или иным образом выстраивают свое мышление и поведение

Как формируется комплекс жертвы?

Культурные комплексы часто возникают вследствие травматических событий, случившихся столетия и даже тысячелетия назад. Профессор английской литературы Марианна Хирш в статье «Память и контрпамять будущего» пишет о том, что «потомки очевидцев и сообщества, пережившие сильные коллективные потрясения, такие как война, геноцид или массовое насилие, часто живут с ощущением того, что их культурное поле сформировано под воздействием произошедших еще до их рождения травматических событий». И так как эти явления памяти являются неосознанными, они могут слоями накладыввться один на другой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении