Как Покрас Лампас стал одной из самых заметных фигур современного искусства

ForbesЗнаменитости

«Он мало спит и постоянно работает»: как Покрас Лампас зарабатывает миллионы на каллиграфии

Картины Покраса Лампаса покупают члены королевских семей, его имя есть в Книге рекордов Гиннеса, на его счету договоры с итальянским домом моды Fendi и Nike. Как 27-летний художник из Подмосковья стал одной из самых заметных фигур современного российского искусства?

Юлиана Михайлова

bf8aed03-b797-461c-b8d8-68eab916bf78.jpeg__1568653690__96878.jpeg
Фото DR

«Ключевая вещь для художника — это его независимость», — рассуждает Покрас Лампас в разговоре с Forbes. По его словам, галереи и бренды часто пытаются диктовать свои условия, и единственный способ в этих условиях получить свободу высказывания — стать финансово независимым. Стремление к независимости дорого обошлось художнику: и участники арт-рынка, и другие художники часто критикуют его за чрезмерную коммерциализацию и дружбу с властью. Самого Покраса это мало волнует: среди покупателей его картин политики и топ-менеджеры, его каллиграфии украшают крыши «Красного Октября» в Москве и Дворца итальянской цивилизации в Риме, а одна коллаборация с известными брендами приносит до 2,5 млн рублей.

Уличные институты

Рисовать Покрас начал, как и многие стрит-арт художники, подростком. В 16 лет Арсений Пыженков (так художника звали при рождении, в 2017 году он официально сменил имя на Покрас Лампас; Покрас — сокращение от «пойти покрасить», Лампас — созвучное продолжение первой части) поступил в Технологический колледж №14 на экономиста и каждый день ездил из родного Королева в Москву на электричке. Все сорок минут дороги он разглядывал индустриальный пейзаж за окном: стены и заборы, расписанные яркими граффити. А вскоре и сам решил попробовать силы в уличном искусстве. «Приходилось и от полиции с баллончиком краски бегать», — с улыбкой вспоминает Покрас. Он начал с классических для стрит-арта «тегов» — писал на стенах и электричках свой псевдоним в разных стилях.

DR

С экономикой не задалось, Арсений бросил колледж и вернулся в 11 класс школы. После выпуска пошел учиться на маркетолога в Московский государственный университет инженерной экологии. Теория продвижения товаров его интересовала меньше искусства: на лекциях он рисовал или изучал дизайнерский софт.

Институт он так и не закончил: понял, что диплом маркетолога вряд ли поможет ему в жизни, забрал документы и переехал в Петербург, который, по его словам, «манил творческим духом». Там он зарабатывал на жизнь мастер-классами по каллиграфии, изготовлением логотипов для малого бизнеса и эскизов татуировок. За работу брал не больше 5 000 рублей (ценник был один и для мастер-классов, и для логотипов, и тату). Заработанных денег хватало на аренду квартиры и покупку инструментов.

Чтобы набрать клиентскую базу, он выкладывал в недавно появившемся Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) витиеватые каллиграфические надписи, которые рисовал на листах A4. Параллельно Покрас модерировал во «ВКонтакте» группы по дизайну — переводил зарубежные статьи, рассказывал о каллиграфии как искусстве и тоже выкладывал свои работы. Таким образом он собрал в своих аккаунтах в соцсетях несколько тысяч подписчиков.

Его стали замечать организаторы образовательных мастер-классов и магазины молодежной одежды в регионах: в 2013-2014 годах Покрас активно ездил с мастер-классами по стране. Больших денег это по-прежнему не приносило (ежемесячный доход художника составлял около 60 000 рублей), но прибавило популярности — к середине 2014 года количество его подписчиков в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) выросло до 25 000 человек.

Художник, который творит на крыше

Проведя два года в таких «гастролях», Покрас решил сменить стены заброшенных домов и монитор компьютера на классический холст. Стал писать картины с зашифрованными в каллиграфии цитатами Дали, Пикассо, Матисса, Малевича и Кандинского, которыми он восхищался. Что-то удавалось продавать через соцсети и по знакомым, что-то оставалось в квартире-мастерской.

Идея переосмыслить привычную художественную форму пришла к Покрасу в начале 2015 года. Он задумал масштабный проект — огромное каллиграфическое изображение на крыше. Идеей загорелся и его друг, Сергей Валяев — режиссер и продюсер компании Cameraptor production, актер-оператор фильма «Хардкор». Оплатить все расходники и предоставить часть техники согласилась Panasonic — компания следила за творчеством Валяева и была рада прорекламировать свою новую камеру необычным образом, поясняет Покрас. В обмен художник должен был указать, при чьей поддержке создан проект.

«Я в последние лет 5-6 я практически ни с кем не вижусь, даже с семьей. Но это позволяет мне участвовать в культурных событиях мирового масштаба. За счет того, что я всегда бил в одну точку, многие двери открылись для меня гораздо быстрее, чем можно было ожидать».

Уговорить на сотрудничество владельцев местных крыш оказалось сложнее, чем международный бренд. «Сначала мы рассматривали крыши в Санкт-Петербурге, но там нам раз за разом отказывали и отели, и музеи, и частные здания, — рассказал Forbes Валяев. — Даже несмотря на то, что мы предлагали купить краску за свой счет и вообще не требовали от людей никаких вложений финансовых, они все равно почему-то не хотели видеть работу Покраса у себя на крышах». Первым согласился предоставить площадку Музей стрит-арта в Петербурге, но потом изменили свое решение. «Был риск, что на той крыше, где он хотел рисовать, краска бы отколупывалась и забивала сточные трубы», — пояснили Forbes в пресс-службе музея.

Через знакомых Покрас и Валяев вышли на более смелых управляющих московского кластера «Красный Октябрь». Они согласились предоставить для арт-эксперимента крышу бывшей кондитерской фабрики. За несколько дней почти круглосуточной работы Покрас создал огромную работу — расположенные по кругу зашифрованные надписи, которые охватывают всю площадь крыши в 1650 кв. м. Эту каллиграфию эксперты Книги рекордов Гиннеса признали самой большой в мире.

Несмотря на рекорд, арт-объект остался практически без внимания российских СМИ, но зато вызвал волну интереса со стороны зарубежных изданий. Привлечь западных журналистов, по мнению Лампаса, удалось благодаря видео, за съемку и монтаж которого отвечал Валяев — на YouTube оно набрало почти 700 000 просмотров. «Правильная фото- и видеодокументация проекта — это возможность продлить его жизнь на многие годы», — считает художник.

В галереи с матрасом

Новые медиа принесли Покрасу известность среди стрит-арт художников и массовой аудитории. Но чтобы занять место на пьедестале современного арт-рынка, важно признание экспертного сообщества — музеев и галерей. Получить его Покрасу удалось благодаря знакомству с каллиграфами из Германии, которые в августе 2016 года пригласили его поучаствовать в выставке Calligraffiti Ambassadors в гамбургской галерее Affenfaust Gallery. «Я приехал в Гамбург на последние деньги, не мог снять даже комнату. Пришлось спать в галерее на матрасе — там от прошлой инсталляции остался карикатурный домик, надувной матрас и сломанный телевизор. И я спал в этой инсталляции, потому что добрый куратор разрешил мне оставаться на ночь», — смеется Покрас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Банки смогут заработать по-быстрому Банки смогут заработать по-быстрому

Национальная система платежных карт предложила новый механизм подключения к СБП

РБК
Российский нефтегаз: вопреки обстоятельствам Российский нефтегаз: вопреки обстоятельствам

Последние пять лет стали для нашей нефтегазовой отрасли весьма драматическими

РБК
Почему вам стоит обратить внимание на регби Почему вам стоит обратить внимание на регби

И наконец-то перестать путать этот вид спорта с американским футболом

GQ
Как скачать видео из Instagram Как скачать видео из Instagram

Иногда бывают ситуации, когда нужно скачать видео из Instagram

Популярная механика
6 реальных случаев, когда людей не брали на работу из-за постов в соцсетях 6 реальных случаев, когда людей не брали на работу из-за постов в соцсетях

Иногда единственное, что мешает получить работу — ты сам и твои соцсети

Playboy
«Убивать себя на работе становится все менее популярно». Екатерина Шульман о правилах потребления нового поколения «Убивать себя на работе становится все менее популярно». Екатерина Шульман о правилах потребления нового поколения

Политолог Екатерина Шульман рассказывает о том, что нас ждет в ближайшем будущем

Forbes
Как бой Хабиба Нурмагомедова и Дастина Пуарье выглядел в реальности Как бой Хабиба Нурмагомедова и Дастина Пуарье выглядел в реальности

Шеф-редактор GQ своими глазами увидел главное спортивное событие осени 2019

GQ
Линия поддержки Линия поддержки

В связи с пенсионной реформой в России появилась новая категория граждан

Огонёк
Гнев: знать врага в лицо Гнев: знать врага в лицо

Мы можем научиться контролировать болезненные перепады настроения

Psychologies
Димашомания – от казахских степей до китайских окраин Димашомания – от казахских степей до китайских окраин

На недавней программе «Привет, Андрей!» этому исполнителю аплодировали стоя

StarHit
6 мест на планете, за переезд куда тебе приплатят (срочно пакуем чемоданы) 6 мест на планете, за переезд куда тебе приплатят (срочно пакуем чемоданы)

В этих местах тебя поприветствуют солидной суммой

Playboy
Дважды в одну реку: стоит ли восстанавливать отношения Дважды в одну реку: стоит ли восстанавливать отношения

Не менее трети пар, расставшись, со временем начинают жалеть об этом

Psychologies
«Работа в медиа — это постоянные выходы за «грани ада» «Работа в медиа — это постоянные выходы за «грани ада»

Яна Чурикова — настоящий универсальный солдат

OK!
Чем опасен синдром «хорошей девочки» Чем опасен синдром «хорошей девочки»

Приветливые и скромные женщины словно притягивают к себе токсичных партнеров

Psychologies
Комфорт или влияние: как найти «правильного» психолога Комфорт или влияние: как найти «правильного» психолога

Как понять, какой психолог вам подойдет

Psychologies
Хватит стоять на месте! Хватит стоять на месте!

Как замотивировать саму себя?

Лиза
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как найти свой идеальный парфюм и пользоваться им без «вреда» для окружающих

Лиза
Джимми Фэллон Джимми Фэллон

Правила жизни комика Джимми Фэллона

Esquire
Показали класс Показали класс

Парижские протесты 2018 года стали прелюдией очередной модной революции

Vogue
Будущее не там, где хайп: почему в e-commerce не приживаются сенсационные новинки Будущее не там, где хайп: почему в e-commerce не приживаются сенсационные новинки

Когда заходит разговор о будущем онлайн-ретейла, непременно говорят о дронах

Forbes
История школьной формы: как менялся стиль учеников в разных странах мира История школьной формы: как менялся стиль учеников в разных странах мира

Вопрос о школьной форме не раз становился поводом для споров

Cosmopolitan
Пептиды — тёмная материя биологии? Пептиды — тёмная материя биологии?

Вадим Тихонович Иванов о химии живого

Наука и жизнь
Авария принцессы Дианы. Что случилось в Париже 22 года назад Авария принцессы Дианы. Что случилось в Париже 22 года назад

В этой истории не обошлось и без конспирологических теорий

РБК
Все, что вам нужно знать о свитшоте Все, что вам нужно знать о свитшоте

Стоит ли носить свитшот со строгими вещами, как отличить от худи и какой выбрать

GQ
Одна вокруг света. Чем опасны для туристов эфиопские дети Одна вокруг света. Чем опасны для туристов эфиопские дети

Маленькие разбойники на большой дороге и неизвестная инфекция

Forbes
Жить одним днем Жить одним днем

Стас был откровенен, остроумен и честен

Playboy
Продюсер года: Александр Роднянский Продюсер года: Александр Роднянский

Александр Роднянский теперь он все чаще продюсирует начинающих режиссеров

GQ
15 мыслей Тома Стоппарда 15 мыслей Тома Стоппарда

Рыцарь, британский драматург, автор одной из самых популярных пьес

GQ
Себе дороже? Кто выиграет от процедуры импичмента президенту США Себе дороже? Кто выиграет от процедуры импичмента президенту США

Особенность Трампа в том, что практически все скандалы обращаются ему на пользу

Forbes
Жесткая посадка: почему угольную отрасль ждут тяжелые времена Жесткая посадка: почему угольную отрасль ждут тяжелые времена

Свыше половины добычи угля в России приходится на экспорт

Forbes
Открыть в приложении