Олег Чечик: «Любое искусство — это техника плюс эмоции»
Первый в истории звукорежиссер из России с правом решающего голоса в Академии «Грэмми» — о своей профессии и о том, что нужно сделать, чтобы решать, кто именно получит заветную статуэтку.
Кто такой звукорежиссер? Музыканты играют, певцы поют, а звукорежиссер?..
…отвечает за звук любого произведения, которое вы слышите. Сначала все партии записываются, а затем звукорежиссер меняет громкость, тембр и так далее. На первый взгляд работа техническая, но таким образом расставляются акценты, создается настроение. Любое искусство — это техника плюс эмоции. И звукорежиссер, безусловно, профессия творческая. Как и режиссер кино, он сначала разделяет материал на отдельные элементы, пазлы, а затем снова создает из них единое целое — но уже другое. Такой анализ и синтез.
Физик и лирик в одном лице?
Точно. Когда учился в музыкальной школе по классу фортепиано и вместе с отцом с детства слушал все самое модное. А потом, где-то в 25 лет, работал на Омском нефтеперерабатывающем заводе в качестве оператора первичной установки АВТ-10. А параллельно пел в народном хоре. И однажды на гастролях мы пересеклись с Омской группой «Пятое измерение» — играли они круто, но звукорежиссера им явно не хватало. Я вызвался помочь и после этого понял, что хочу сменить профессию. Так я ушел с прежнего места работы, где получал в те времена очень большую зарплату, которая была в 8 раз больше, чем у новоиспеченного звукорежиссера.
Узнав про это, папа не разговаривал со мной целых полгода! Он очень переживал, не понимая, что это вообще за профессия. Так я начал карьеру звукорежиссера. Потом мне удалось поработать в Омском радиокомитете. Сначала просто помогал на записях Юрию Шабанову, который в дальнейшем стал моим учителем и наставником. Участвовал в записях симфонических оркестров, а однажды удалось поработать с запрещенным тогда Александром Розенбаумом, который был на гастролях в Омске.
После этого организовал свою фирму — делал концертное оборудование. Причем такого качества, что именно его использовали в концертном зале Омской филармонии, куда с гастролями приезжали все знаменитости. Так я познакомился с Игорем Тальковым и Тамарой Гвердцители, которые предложили мне работать с ними и продолжил свою карьеру звукорежиссера на более профессиональном уровне.