Станет ли онлайн-образование по-настоящему массовым?

ForbesОбщество

Оксфорд на дому: как онлайн-сервисы перевернут рынок образования

Станет ли онлайн-образование по-настоящему массовым, как онлайн-платформы могут повысить качество учебных курсов в вузах и стоит ли ожидать единорога на российском рынке образовательных сервисов? Обо всем этом — в новом выпуске «Forbes Карантин» с Николаем Усковым

Николай Усков, Алена Варначева, Ксения Рыдаева, Руслан Крамар, Дмитрий Озман

В гостях у проекта «Forbes Карантин» — люди, которые активно развивают онлайн-образование в России либо инвестируют в него: научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, генеральный директор онлайн-университета Skillbox, участник платформы Forbes Council Дмитрий Крутов, партнер Baring Vostok Дмитрий Бабурин и президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. Партнер проекта — онлайн-университет Skillbox.

О влиянии пандемии на рынок онлайн-образования

Андрей Шаронов: Да, мы начали заниматься онлайном до пандемии, но, конечно, этот уровень был совсем не удовлетворительным — с учетом нынешнего опыта, когда мы полностью лишились возможности делать это в офлайне. Из хорошего — я могу сказать, что это очень сильно подхлестнуло всех, и нас в том числе. Сразу после того, как была объявлена пандемия, мы создали так называемый online-camp — это такая площадка, где десять команд усиленно работали над подготовкой или доработкой программ для онлайна. Это были какие-то домашние заготовки, и были принципиально новые разработки. Через короткое время мы запустили несколько онлайн-программ, которые у нас до этого были в офлайне: это программа для предпринимателей — практикум «Стартап Академия», программа Chief Digital Transformation Officers — для руководителей цифровой трансформации. Интересно, что мы начинали на нее набор как на офлайновую, но в процессе переключились на онлайн, и, в общем-то, все согласились (на этот формат), и мы успешно запустили эту программу.

Сейчас запускаются программы по переговорам, по бренду, а через несколько недель — программа «Executive-коучинг». Это большая восьмимесячная программа, и она тоже стартует в онлайне. И у нас есть любопытная программа для школьников — «Карьерный навигатор», мы тоже ее сейчас делаем полностью в онлайне. Есть короткая открытая программа «Разумный инвестор», которую мы делаем совместно с Российской экономической школой. Мы сделали за 2,5 месяца то, на что в другое время спокойно ушло бы 1,5-2 года, и это хорошая новость. Большая сложность — это психологическое восприятие онлайна. Часть групп, которые уже обучаются на программе, говорят: «Мы готовы ждать сколько угодно, но мы хотим собраться вместе в аудитории, обняться и таким образом почувствовать (причастность к школе)». И вот это пока невозможно сделать онлайн.

Дмитрий Крутов: Растут, наверное, проекты, которые больше посвящены школьному образованию, потому что они оказались в безвыходной ситуации. Мы какого-то сверхроста не наблюдаем, потому что у нас очень специальные программы, которые требуют большого погружения: человек должен решиться на смену профессии, и программы тоже длительные — год-два. Но в период пандемии мы увидели в некоторых моментах, что студенты начали учиться в два раза больше. Это для нас стало большим испытанием, потому что мы проверяем все задания персонально, и за период пандемии наши преподаватели лично проверили 200 000 домашних заданий — это много. А так, в целом, мы все-таки растущий бизнес и сохраняем темпы предыдущего года, даже чуть лучше. То есть мы в этой ситуации, скорее, не потеряли тот рост, который прогнозировали, и для нас это важно.

С глобальными игроками нас сравнивать сложно, потому что мы локальные, но я могу сказать так: наши темпы (роста) такие же, как в прошлом году. Мы растем примерно в 4 раза год к году, и то, как нас оценивают специалисты, наверное, соответствует действительности. То есть мы закончим год примерно с 3-4 млрд рублей выручки.

О том, возможно ли победа онлайна над офлайном

Дмитрий Крутов: Самая большая проблема — это дискурс разделения онлайна и офлайна, потому что мы занимаемся не онлайн-образованием — мы занимаемся образованием, и это важно. То, что онлайн-составляющая будет существенной в традиционном треке — это правда. Мне кажется, офлайн-часть никуда не денется, потому что даже в нашем случае мы делаем blended-форматы, то есть смешанные форматы, и без контакта со средой, с лучшими специалистами, стать суперклассным экспертом невозможно. Поэтому я уверен, что будущее за смешанными форматами и коллаборациями — в частности таких академических институций и нас. Все-таки мы занимаемся практикоориентированным образованием, мы готовим специалистов.

Мы говорим больше про карьеру, для нас образование — это инструмент в карьере. То есть мы обеспечиваем некую актуализацию и востребованность прямо сейчас. А университетское образование — это про другое. И мне кажется, здесь не должно быть вот этой конкуренции, потому что она вредна. Текущая пандемия нас немножко сблизила и показала, что мы, с одной стороны, вроде бы в одной лодке, но при этом, конечно, говорим про разные образовательные форматы и программы, и наше будущее, наверное, в коллаборации. Поэтому, я думаю, пандемия запустила изменения, которые уже точно нельзя откатить назад. Частный бизнес показал, что он на текущий момент куда более готов к любым ситуациям, чем государственные институции. Но подчеркну, что мы должны вместе работать в этом направлении, и тогда будет классный результат.

Исак Фрумин: У нас, конечно, сохранится этот формат живого общения. Сейчас в сетях бродит такое письмо наших студентов: мол, мы тут слышали о планах перевести нас на дистанционное обучение, и мы не хотим (этого). И дальше приводится длиннющий список того, что они теряют при дистанционном обучении. И это главный залог того, что мы в значительной степени сохраним традиционный формат. Тем не менее 50% студентов пишут, что у них стало оставаться больше времени (благодаря онлайн-обучению), потому что у нас в Москве студенты, живущие в общежитиях, тратят в день не менее часа на транспорт, а в некоторых университетах — и в Вышке в том числе — 2,5 часа. Студенты говорят, что они получили возможность лучше планировать время и так далее. Поэтому я согласен, что в перспективе нас ждет смешанный формат.

Андрей Шаронов: Буквально недавно мы общались со студентами MBA, где разбирали плюсы и минусы перехода (в онлайн). Мы тоже говорим о blended — это не офлайн и онлайн как две крайние точки, а, конечно, это blended. Так вот, мы говорим студентам — а у нас они из разных городов приезжают, занятые люди, молодые мамы, папы, руководители компаний: «У вас будет преимущество — не посещать кампус, не отрываться от работы». И тут они стали на дыбы и говорят: «У нас будет гигантский недостаток — мы перестанем посещать кампус». И молодая мама говорит: «Я как манны небесной жду эти 4 дня в месяц, чтобы уехать на кампус в «Сколково», погрузиться в учебу, оторваться от всего, что дома происходит, а вы говорите, что это преимущество». Это важный психологический момент — люди хотят физически встречаться и быть в хороших кампусах.

О мультипликаторах на рынке EdTech

Дмитрий Бабурин: У нас технологическая отрасль достаточно молодая и быстрорастущая. Конечно, сейчас все лидеры рынка, компании, которые на слуху, да и более маленькие приоритезируют скорость своего роста по отношению к прибыли в текущий момент. Поэтому мультипликаторы, на которые ориентируются инвесторы, это в основном мультипликаторы к выручке, потому что нет большого смысла смотреть на мультипликаторы к прибыли или к другим показателям прибыльности, так как это не является фокусом компании. Несмотря на то, что компании находятся в стадии роста, эта стадия тоже может быть разной. Есть компании, которые совсем недавно начали (бизнес) и растут в 3-4 раза за год, хотя вот Skillbox уже давно существует, но тоже растет за год в 4 раза — это прекрасный результат.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как правильно ухаживать за девушкой? 19 беспроигрышных советов Как правильно ухаживать за девушкой? 19 беспроигрышных советов

Как найти тот самый ключик к ее сердцу?

Playboy
«Космос. Иллюстрированная история астрономии и космологии» «Космос. Иллюстрированная история астрономии и космологии»

Попытки Жозефа Луи Лагранжа и Пьера-Симона Лапласа объяснить ускорение Луны

N+1
Сеть знает обо всем, что вы делали Сеть знает обо всем, что вы делали

Популярные социальные сети собирают данные о пользователях

CHIP
Это нас не защитит: что не так с новым законопроектом о домашнем насилии? Это нас не защитит: что не так с новым законопроектом о домашнем насилии?

В чём разница между редакциями законопроекта о профилактике семейного насилия

Cosmopolitan
ВТБ в девелопменте: есть вещи слаще ренты ВТБ в девелопменте: есть вещи слаще ренты

Сегодня ВТБ является акционером пула крупнейших застройщиков страны

Эксперт
Что общего между приматами и шовинизмом Что общего между приматами и шовинизмом

Отрывок из книги нейробиолога Николая Кукушкина

СНОБ
Жало: опасное изобретение эволюции Жало: опасное изобретение эволюции

Попробуем немного разобраться в жалящих

Популярная механика
Кризис мотивирует нас развиваться Кризис мотивирует нас развиваться

Как пережить период, когда ясно, что так, как прежде, уже не будет

Psychologies
Не такая, как все Не такая, как все

Почему модель и блогер Маша Миногарова предпочитает всегда говорить правду

OK!
Найден способ измeрить скорость вeтра по всей высоте атмосферы Найден способ измeрить скорость вeтра по всей высоте атмосферы

Новый метод дистанционного зондирования скорости ветра

Популярная механика
Как в юности выглядели известные юмористы: от Гудкова до Варнавы и Поперечного Как в юности выглядели известные юмористы: от Гудкова до Варнавы и Поперечного

Как выглядели самые известные российские острословы в молодости

Cosmopolitan
Лет ми рид: 5 простых правил, которые помогут вам начать читать по-английски Лет ми рид: 5 простых правил, которые помогут вам начать читать по-английски

Инструкция для тех, кто еще не читает по-английски, но очень хочет начать

Esquire
7 способов избавиться от прошлого 7 способов избавиться от прошлого

Что делать, если нам порой кажется, что лучшее осталось в прошлом

Psychologies
Как кино влияет на популярность винтажной моды Как кино влияет на популярность винтажной моды

Как фильмы разных эпох подстегивают интерес к винтажной культуре

GQ
«Я совсем не радикальная феминистка» «Я совсем не радикальная феминистка»

Юлдус Бахтиозина о своем фильме «Дочь рыбака» и татарском барокко

Weekend
Государство выделит миллиард на минимизацию физических контактов россиян Государство выделит миллиард на минимизацию физических контактов россиян

Государство выделит миллиард в форме грантов на разработку любых приложений

Forbes
Примат примату — волк. Почему люди постоянно воюют Примат примату — волк. Почему люди постоянно воюют

Почему из всех животных воюют друг с другом только люди?

Maxim
«Он спасает планету»: эксклюзивное интервью матери Илона Маска — о детстве миллиардера, запуске Crew Dragon и счастье в 70 лет «Он спасает планету»: эксклюзивное интервью матери Илона Маска — о детстве миллиардера, запуске Crew Dragon и счастье в 70 лет

Мэй Маск о том, как ушла с тремя детьми от мужа и о детстве Илона Маска

Forbes
Кормушки позволили самкам больших синиц не экономить энергию зимними ночами Кормушки позволили самкам больших синиц не экономить энергию зимними ночами

С кормушками самки синиц легче переживают зиму

N+1
Коррекция бровей: как сделать модную форму самой — советы мастера Коррекция бровей: как сделать модную форму самой — советы мастера

Как лучше корректировать брови самостоятельно, чтобы потом об этом не пожалеть

Cosmopolitan
Семь главных фишек Audi A7 Семь главных фишек Audi A7

Полный годовой отчёт тест-драйва Audi A7

Популярная механика
Соседство с людьми расстроило дружбу жирафов Соседство с людьми расстроило дружбу жирафов

Жирафы, которые живут около масайских деревень, реже общаются с сородичами

N+1
От корней От корней

Кто перед нами: Voge или всё же Loncin?

Мото
Как избавиться от мешков под глазами навсегда: лучшие способы Как избавиться от мешков под глазами навсегда: лучшие способы

Эффективные методы борьбы с мешками под глазами

Cosmopolitan
Что любил есть Николай Гоголь? Что любил есть Николай Гоголь?

Николай Гоголь не отличался крепким здоровьем, но очень любил поесть

Культура.РФ
Семь принцесс, которые портят россиянам жизнь: почему проваливаются великие проекты Семь принцесс, которые портят россиянам жизнь: почему проваливаются великие проекты

Почему стратегические сессии заканчиваются ничем?

Forbes
Сергей Дягилев: великий импресарио Сергей Дягилев: великий импресарио

Вспоминаем жизненный и творческий путь выдающегося антрепренера

Культура.РФ
Зачем корпорациям думать о психологическом здоровье сотрудников Зачем корпорациям думать о психологическом здоровье сотрудников

Как работа с эмоциональным фоном сотрудников влияет на успешность компании

VC.RU
Как эмигрантка из Тайваня стала главой AMD и первой женщиной, возглавившей список самых богатых гендиректоров Как эмигрантка из Тайваня стала главой AMD и первой женщиной, возглавившей список самых богатых гендиректоров

Журнал Barron’s объявил Лизу Су одним из 50 лучших директоров компаний

Forbes
10 причин смотреть (или пересматривать) сериал 10 причин смотреть (или пересматривать) сериал

Вспоминаем самого любимого инопланетянина конца восьмидесятых

Esquire
Открыть в приложении