Универсальный язык
В этом году шоу-пространство «Ленинград Центр» в Санкт-Петербурге отмечает пятилетие. За это время режиссер Феликс Михайлов представил несколько аншлаговых постановок и собрал идеальную труппу универсальных артистов
Феликс, все шоу «Ленинград Центра» созданы на стыке жанров, где театр перекликается с цирком, вокальные партии сопровождаются акробатическими номерами, а цитаты из классической литературы звучат со сцены кабаре. По вашим наблюдениям, от сезона к сезону интерес зрителя к вашим представлениям растет? Насколько вообще наш зритель подготовлен к такой эклектике и творческому новаторству?
Если говорить сухим языком, динамика зрительского интереса положительная. У нас бывает много аншлагов — на том же шоу Timeless или на новогоднем ревю «Фарфоровое счастье», которое мы показывали во время праздников. По моим наблюдениям, зрителям интересна смена картинки, как эмоциональной, так и визуальной. Современный человек мыслит коллажами: мы живем в эпоху соцсетей, когда информация доходит до нас с молниеносной скоростью. Мы листаем ленту инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), где видим всё подряд, от рецепта еды до хорошей критической статьи о кино, от забавной фотографии с отдыха до серьезных философских умозаключений. И этот принцип «клиповости» — он и на сцене срабатывает. Зритель, приходя на наши представления, как будто листает ленту соцсетей, но только на заданную тему. И это пользуется спросом у людей, что очень радует.
При этом шоу Timeless рассчитано на хорошо подготовленного зрителя, который должен как минимум разбираться в мировой литературе, чтобы считывать все намеки и отсылки. Lovesick вполне подходит и для менее искушенной публики. И всё-таки, какой он — идеальный зритель именно для вас?
Работая над каждой постановкой, я рисую в голове образ человека, которому бы хотел ее показать. И в принципе, каждая постановка подразумевает чуть разного зрителя. К примеру, «Фавориты луны. Поцелуй» — это очень мистическое представление, и в зале чаще всего бывают люди, которые увлекаются гороскопами, эзотерикой, люди, которым близка эта тематика. Timeless заведомо предполагает, что придет зритель читающий и знакомый хотя бы с классической школьной программой по литературе, поскольку в этой постановке множество аллюзий. Шоу «Прекрасная М» — оно, на мой взгляд, такое питерское по духу. В основе спектакля — истории из жизни Анны Павловой, мемуары артистов, работавших в Дягилевских сезонах. Лейтмотив постановки — гениальная фраза Павловой: «Артист должен знать всё о любви и научиться жить без нее!» И именно на «Прекрасную М» приходят люди, которым нравится атмосфера Питера, его история. Приведу пример. Однажды после представления ко мне подошла достаточно молодая пара — парень и девушка лет тридцати. Они живут в Лондоне, но родились здесь. И периодически приезжают в Питер. Они поблагодарили меня за «Прекрасную М» и признались, что, бывая в нашем городе, ходят только в Мариинку и к нам. То есть даже их, людей, воспитанных на классическом оперном и балетном искусстве, цепануло наше шоу. А Lovesick — для людей, которые любят тактильность, откровенность. Часто слышу после этого представления отзывы вроде: «Мы потом полночи не могли уснуть», «Мы не спали и гуляли до утра по городу», «А мы сразу поехали домой заниматься сексом». То есть после Lovesick в людях пробуждается чувственность, даже если они уже охладели друг к другу. Каждый зритель сам для себя выбирает свой хит «Ленинград Центра». Совсем скоро, ко Дню театра, мы предложим спектакль «Портфолио» — это будет микс из номеров, не вошедших в наши предыдущие шоу, и документальные съемки с репетиций, фрагменты интервью актеров нашего театра. Мы