Самое лучшее — на десерт
Регина Бурд, владелица сети кондитерских «Любовь и Сладости», успешно совмещает воспитание троих детей с ведением семейного бизнеса. В интервью ОK! она делится своим личным опытом и планами на будущее
Регина, сейчас проект «Любовь и Сладости» — это семь кафе-кондитерских. А когда-то всё начиналось с магазина капкейков. Четыре года назад вы могли себе представить, что ваш сладкий бизнес примет такие масштабы?
Когда мы начинали наш сладкий бизнес четыре года назад, мы не думали о результате. Просто с головой окунулись в творческий процесс, который нас полностью поглотил. И мы больше кайфовали и думали о процессе создания оригинальных десертов, нежели о масштабировании бизнеса или зарабатывании денег на этом. Мы просто делали то, что нас увлекло и поглотило. Мы проводили часы, дни в работе над проектом, и я думаю, что именно благодаря такой самоотдаче, такому коллективному креативному порыву всё и получилось.
А вообще, как у вас родилась идея создания именно кондитерской? Почему вы сфокусировались на капкейках?
Идея возникла совершенно случайно, всё началось с негативного опыта. Мы заказали капкейки на день рождения нашей дочки Ники. Когда получили заказ, нас ждало разочарование. Знаете, такое ожидание-реальность. На тот момент капкейки были новым продуктом на кондитерском рынке в России. Мы подумали, почему бы не попробовать заняться ими: процесс творческий, конкуренция небольшая. Так всё и началось. Не зря говорят, что какие-то сложные моменты, негативный опыт являются перспективой начала чего-то хорошего и светлого.
В какой-то степени дети стали мотивацией.
В принципе, да. Ведь всё началось с детского дня рождения. (Улыбается.) Вообще, когда ты многодетная мама, дети — всегда твоя мотивация. А как иначе? Дети являются серьезным мотиватором не только для построения бизнеса, а вообще для развития. Развития родителей. Развития эмоционального, развития интеллектуального для поиска новых граней своих возможностей. Невозможно научить ребенка чему-то, если тебе самому неинтересно погрузиться в это. Нужно быть примером для ребенка, создавать вокруг него определенную творческую энергетику, чтобы у ребенка постоянно был интерес к чему-то новому.
Семейный бизнес — это огромная ответственность, плюс это и финансовая нагрузка. Получается, что средства-то тратятся на это из общего бюджета?
Да. Поэтому было важно оправдать и свои ожидания, и ожидания мужа. Финансирование шло только за счет семейного бюджета. А когда у тебя дети, это ответственность вдвойне. Ты берешь определенную сумму из семейного бюджета — и как минимум она должна вернуться. Конечно, ты имеешь право ошибиться, но нужно сделать всё, чтобы рисков было меньше.
Но у вас же не было опыта. Как вы на это решились?
Было страшно начинать то, что никогда не делала до этого. И вообще, было страшно именно начинать. Семь лет все мои мысли были сфокусированы на детях. Их интересы, радости, переживания, ночные кормления, мультики, развивашки... Кажется, я на какое-то время вообще забыла, что есть жизнь за пределами декрета. Но было сильное желание выйти из этой зоны комфорта, из этого вакуума. У меня не было никакого бизнес-образования. Я всему училась по ходу дела.