Ограниченные данные: зачем страховым компаниям знать больше о своих клиентах
Страховые компании способны стать намного эффективнее для клиентов, бизнеса и государства. Сегодня очевидно, что будущее страховщиков зависит от технологий по предотвращению несчастных случаев, в частности на дорогах. Для этого нужен анализ big data, но собрать, обработать и обогатить данные не всегда возможно. Почему — в колонке для Forbes рассуждает вице-президент «Ренессанс страхование» Сергей Демидов
Попасть в алгоритм
Объем данных, который используют страховые компании для анализа историй потенциальных клиентов, ежегодно растет. Основным источником информации пока остаются всевозможные базы вроде реестра Российского союза автостраховщиков (РСА) и перечня аварий ГИБДД. К тому же каждая страховая компания собирает собственную внутреннюю статистику, к которой можно обратиться.
Всего несколько лет назад информацию о потенциальном клиенте из этих источников обрабатывали вручную за три-четыре часа. Теперь это задача набора алгоритмов и искусственного интеллекта.
Более пяти лет в российском страховании используются большие данные: внутренняя информация и сведения из открытых баз ГИБДД и РСА. Модели машинного обучения помогают оценивать риски по полисам, решать разные вопросы вроде противодействия мошенникам или оценки риска попадания водителя в аварии и выделять группы клиентов, которые отличаются по убыточности в десятки раз.
Также страховщики используют модели для прогнозирования оттока клиентов, вероятности продаж дополнительных страховых продуктов и автоматизации внутренних процессов компаний.
Страховой бизнес уже может делать персонализированные предложения с гибкой системой тарификации или даже способствовать безаварийному вождению. Но пока к такому сценарию не готовы водители. Они неохотно делятся информацией о своих передвижениях со страховыми компаниями даже за бонусы.
Между тем использование больших данных способно значительно оздоровить рынок. Затраты компаний могут снизиться на 40–70%, а уровень обнаружения мошенничества со страховками вырастет на 60%, свидетельствуют данные медиа о страховании Beinsure.com.