Ограбление за семь минут: все, что нужно знать про кражу драгоценностей из Лувра
Утром в воскресенье, 19 октября 2025 года, когда музейная сигнализация уже была отключена, воры под видом рабочих, ремонтирующих фасад, проникли в Лувр и вынесли оттуда драгоценности французской короны. Что именно они унесли и кто будет за это отвечать, рассказывает журналист, живущий в Париже, Виталий Котов
Чем бы не закончилось расследование этого преступления, уже сейчас очевидно, что оно войдет в историю, как и его дата — 19 октября 2025 года. День, когда снова ограбили главный музей Франции. Последний раз это случилось в 1998 году, когда посреди дня из Лувра была похищена картина Камиля Коро «Дорога на Севр». С тех пор ее так и не нашли, в отличие от Моны Лизы.
Знаменитая кража картины Да Винчи произошла 21 августа 1911 года и изменила тогда и судьбу самой картины, и ее автора. Джоконда после этого стала полотном №1, а Леонардо да Винчи обошел Рафаэля и оказался художником №1 в мире. В преступлении подозревали даже Гийома Аполлинера и Пабло Пикассо, но через два с лишним года нашли во Флоренции подлинного вора — им оказался бывший рабочий музея Винченцо Перуджа. Невероятная легкость ограбления тогда поразила воображение читателей газет по всему миру: человек, делавший застекленные рамы для картин, в выходной для музея день просто снял ее со стены, завернул и вынес через служебный вход.
На этот раз все было куда кинематографичней: в 9:31 утра в воскресенье четверо грабителей в капюшонах, закрывающих их лица от камер наблюдения, подъехали к музею по набережной Сены. Двое из них прибыли на вилочном погрузчике, с помощью которого в Париже обычно спускают вещи с верхних этажей при переезде. Один из них был в желтом жилете, другой в оранжевом, а еще двое сообщников приехали на скутерах Yamaha TMAX.
Псевдорабочие быстро огородили зону работ строительными конусами, двое из них поднялись с помощью грузового лифта на балкон здания, разрезали окно на втором этаже в галерее Аполлона, вскрыли две витрины в зале, похитили девять ювелирных украшений, спустились обратно — и в 9:38 утра уже скрылись на скутерах в сторону автомагистрали А6. Получается, эта эффектная операция длилась в общей сложности семь минут.
Все это видел велосипедист, проезжавший по набережной мимо Лувра, — он и вызвал полицию. На месте преступления обнаружили две бензопилы, паяльную лампу, перчатки и рацию, использовавшиеся для ограбления. Чуть дальше был найден желтый жилет, потерянный или выброшенный во время побега. Поврежденную корону императрицы Евгении полиция тоже нашла возле Лувра — так родилась версия, будто преступники избавились от нее, поняв, что внутри венца вмонтирован маячок. Эта небольшая корона высотой 13 см и шириной 15 см, украшенная 1354 бриллиантами и 56 изумрудами, изготовленная ювелиром Александром-Габриэлем Лемонье, демонстрировалась на Всемирной выставке 1855 года в Париже как выдающееся произведение искусства и получила серебряную медаль.
Надо признать, что у похитителей отличный вкус — они выбрали самые красивые из драгоценностей, представленных в трех витринах зала № 705. Также они или организаторы должны хорошо понимать регламент работы музея и психологию его сотрудников, да и просто прохожих. Например, время действия: около 9.30 утра воскресенья, когда движение на набережной минимальное, а в музей только начинают запускать посетителей. Значит — уже отключена ночная сигнализация. Заканчивающийся ремонт фасада музея должен был помочь в этой инсценировке, даже если бы свидетелей было больше, чем их оказалось в реальности: внешне все выглядело как обычные строительные работы.
