Уровень бездумности
В нашей стране 4 процента населения в возрасте от 25 до 64 лет имеют только начальное образование. 2 процента населения вообще нигде не учились. Эти сенсационные выводы — из только что вышедшего сборника «Образование в цифрах», выпущенного в 2019 году НИУ ВШЭ на основании данных Росстата, Минпросвещения, Минобрнауки, Федерального казначейства РФ и ОЭСР.
Четыре процента населения с начальным образованием — это 5,6 млн живущих сегодня наших людей, которые не смогли усвоить программу начальной школы и не перешли в 5-й класс. Может быть, они кое-как умеют читать, писать и считать, но очень плохо. Не понимают, что читают, пишут и считают с ошибками. В таких случаях психологи предпочитают говорить о функциональной неграмотности. Фактически эти люди не способны жить в современном обществе. Потому что для продолжения обучения в основной школе, колледже или вузе нужно не только уметь читать, но и понимать смысл текста. И это нужно не только для школы. Человек, не способный понимать прочитанное, не может адекватно приспосабливаться к жизни в меняющемся мире. Например, не может освоить профессию.
«Твой ребенок умеет читать?» — спрашивают друг друга родители поступающих в 1-й класс детей. Но большинство имеет в виду умение складывать буквы в слова, а не понимание смысла прочитанного. В начальной школе внимание учителей сосредоточено в основном на технике чтения — сколько слов ребенок прочитает в минуту. И очень мало учат понимать прочитанное.
Специалисты говорят, что в Финляндии в начальных классах есть специальные программы обучения пониманию текста. Конечно, у нас тоже есть учителя, которые учат понимать и думать. Этот разговор — не к ним, а ко всей системе образования, которая направлена на запоминание и повторение («мать учения»). В 5–9-х классах материалы учебников все более усложняются. Дети, не научившиеся понимать тексты в начальных классах, с этим не справляются. Их просто отчисляют из школы. Вот еще две цифры из сборника НИУ ВШЭ. Охват образованием детей от 5 до 14 лет — 97,6 процента. В 15–19 лет — 88,0 процента. То есть учат, учат, а в итоге 12 процентов подростков оказываются выброшенными на улицу. Их судьба, похоже, не волнует ни родителей, ни бывших учителей, ни органы опеки. Может быть, это дети с ограниченными возможностями? Об этом приведенная статистика умалчивает, но, судя по всему, те самые 2 процента населения, которые никогда нигде не учились, и попадают в эту категорию. А остальные? В большой стране пара процентов — это миллионы человек.