Обычаи и традиции бывшего Османского государства

Культура.РФИстория

Образ Турции в русском искусстве

Обычаи и традиции бывшего Османского государства

Автор: Татьяна Григорьева

0:00 /
1021.026
Алексей Боголюбов. Мечеть в Константинополе. 1850. Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева, Алматы, Республика Казахстан

Сложная и многослойная культура Турции унаследовала культуру Византии и Османской империи. Для России она была и страной изысканной экзотики, и военным соперником, который нарушал покой южных рубежей государства. Литература и живопись, музыка и архитектура — разбираемся, какое влияние Турция оказала на русскую культуру.

Первыми путешественниками к турецким берегам были паломники, которые приходили и приезжали к горе Афон и Святой земле еще со времен Византии. Позднее, при Иване III, к османскому султану отправились первые послы. Так появились «статейные списки», в которых, помимо государственных дел, описывали турецкую культуру. В середине XVII столетия монах и дипломат Арсений Суханов составил увлекательное описание своего пути в Константинополь, а оттуда — в Иерусалим.

«Мечети велики и высоки, и широки добре и украшены зданием, драгоценным мрамором всякими и резьми видными превидными, несказанной мудростью и ценой великой». Арсений Суханов, «Проскинитарий»

Позднее появился новый вид заметок — воспоминания плененных турками русских солдат. Один из них — его имя осталось неизвестным — скитался по Турции более пяти лет и рассказал о своих хождениях в «Описании Турецкой империи».

В XVIII веке Петр I стал отправлять за рубеж талантливых учеников. Однако в тот период отношения с Османской империей были напряженными, и в Турцию не ездили ни учиться, ни отдыхать с семьей: это считалось опасным.

В XIX веке Россию захватила мода на Восток. В те годы Османская империя занимала территорию современных балканских, ближневосточных и североафриканских территорий и ее образ часто смешивался с арабскими, индийскими и персидскими мотивами. Четкое представление об аутентичной турецкой культуре в России сложилось только в начале XX века.

Турция в русской литературе

Первые художественные образы Турции были вплетены в общую канву загадочного Востока. Однако Блистательная Порта, как называли Османское государство европейские правители, приходила в упадок. Великие державы планировали разделить ее территории. Судьбу Турции обсуждали в светских салонах, об этом даже писали в стихах. Например, Александр Пушкин:

Стамбул гяуры нынче славят,
А завтра кованой пятой,
Как змия спящего, раздавят
И прочь пойдут и так оставят.
Стамбул заснул перед бедой.
Александр Пушкин. «Стамбул гяуры нынче славят…», 1835

Поэт не бывал в Турции, а с культурой восточной страны знакомился в Крыму, который до 1783 года находился в составе Османской империи и унаследовал многие турецкие обычаи и традиции. Эти мотивы воплотились пушкинском «Бахчисарайском фонтане» и других стихотворениях.

В русскую литературу вошли многие светлые образы турецкой культуры. Вдохновляли писателей на новые творения самые близкие им восточные земли — Кавказ и его предгорья. Яков Полонский после визита туда создал «Видение Османа», а Михаил Лермонтов записал в 1837 году турецкую сказку «Ашик-Кериб». Всепобеждающая любовь Магуль-Мегери и бедняка Ашик-Кериба для многих стала открытием турецкой культуры с новой стороны.

Позднее к литературным образам стали прибавляться «заметки с места событий»: на Восток стали отправлять культурно-исследовательские экспедиции. В 1835 году писатель и меценат Владимир Орлов-Давыдов ездил в Грецию и Турцию. Его спутниками стали Карл Брюллов и архитектор Иван Ефимов. Вместе они подготовили «Путевые записки» с очерками и гравюрами. Орлов-Давыдов восторгался таинственным Константинополем, который произвел на него «волшебное впечатление», и другими турецкими городами:

«Его иногда называют Англией Востока, вероятно потому, что роскошь заморская сливается в Смирне с богатством здешней страны, изобилующей многоразличными предметами». Владимир Орлов-Давыдов, писатель, меценат

В Константинополь — или Стамбул, как называли город османы, — писатели-путешественники XIX века ездили чаще всего. Иван Бунин писал об исторической столице римских, византийских и османских правителей как о «славном городе», «последнем мертвом стане последнего великого кочевья». Николай Гумилев в «Сентиментальном путешествии» изобразил дорогу к Стамбулу как «древний путь» к «золотой стране небылиц».

Большое влияние и на советскую, и на турецкую культуру оказала эмиграция в Стамбул в 1920-е годы. Для многих город стал перевалочным пунктом, откуда общественные и культурные деятели разъехались в другие части света. Артист Александр Вертинский писал о своем первом стамбульском впечатлении:

«Рано утром мы вошли в Босфор. Сказочный город, весь залитый солнцем, сверкнул перед моими глазами. Тонкие иглы минаретов. Белосахарные дворцы. Какая-то башня, с которой будто бы сбрасывали в Босфор неверных жен. Маленькие лодочки-канки. Красные фески, море красных фесок. Люди в белом. Солнце. Гортанный говор. И флаги, флаги, флаги. Без конца. Как на параде. Как в праздник!». Александр Вертинский, актер, певец, поэт, композитор

Эмиграция в Стамбул нашла отражение в сюжете пьесы Михаила Булгакова «Бег».

В советские времена, когда эпоха султанов и роскошных дворцов ушла в прошлое и родилась «новая» Турция реформатора Мустафы Кемаля, стали появляться особые путевые заметки по восточной стране — прообразы первых путеводителей. Один из них составил советский писатель Петр Павленко. Писатель проходил по улочкам Стамбула по хрестоматийному тогда немецкому путеводителю Карла Бедекера, подмечая интересные для советского туриста особенности города. Так появились его книги «Анатолия» и «Стамбул и Турция».

Пополнили коллекцию советских произведений о Турции очерки писателя и журналиста Льва Никулина о новой столице — Анкаре.

В 1980-е Иосиф Бродский оставил ироничные заметки в «Путешествии в Стамбул»: «Но мечети Стамбула! Это гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие — пророчески, боюсь, — установки класса «Земля — воздух», и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа».

Турция в художественных образах

Первые образы Османской империи создал военный художник-топограф Гаврило Сергеев. В составе посольства Михаила Кутузова в Константинополе в 1793—1794 годах он делал акварельные эскизы, которые позже вошли в «Османский альбом».

В XIX веке ориентализм — использование восточных сюжетов в различных сферах культуры и искусства — стал очень популярен в Европе. Турецкие мотивы появлялись на полотнах художников настолько часто, что возник отдельный стиль — тюркери. Откликнулась на увлечение Востоком и русская живописная традиция. Образ Турции, созданный отечественными художниками, отличался от общеевропейской тенденции. Если французские живописцы Ван Лоо, Эжен Делакруа, Жан-Леон Жером, англичанин Эдвин Лонг, американский художник Фредерик Бриджмен создавали галереи раскрепощенных восточных красавиц в гаремах и султанских покоях, то русские художники больше обращались к природе и картинам повседневной жизни, подчеркивая неторопливый ритм жизни жителей Востока. Во время войн между Россией и Турцией появлялись картины в батальном жанре.

Часто живописцы делали зарисовки, когда отправлялись в отдаленные части Османской империи, например в Палестину, Египет. Максим Воробьев, учитель Айвазовского и Шишкина, по пути в Иерусалим в 1820-е годы сделал наброски видов Константинополя, Смирны, острова Родос.

Живописец Карл Рабус отправился в Константинополь из Крыма, где он любил проводить время. По пути его корабль застигла буря. Впечатления от стихии позднее воплотились в картине «Водяные смерчи на Средиземном море». В столице Турции Рабус познакомился со многими европейскими заказчиками. Художник писал для них этюды, а на вырученные деньги путешествовал по Греции и Италии.

Его ученик Карл Брюллов попал в Турцию благодаря экспедиции Владимира Орлова-Давыдова. Кроме иллюстраций к его «Путевым заметкам» художник написал портрет турецкой девушки. Это был собирательный женский образ, в котором художник постарался передать культурные черты, характерные для Турции в целом. Также Карл Брюллов часто писал портреты русских аристократов с модными тогда элементами традиционной турецкой одежды — тюрбанами у женщин и фесками у мужчин.

Творчество художника Ивана Захарова покорило самого османского султана Абдул-Меджида I. В Константинополе Захаров оказался случайно, он прибыл туда на военном корабле в 1849 году. Художник хотел написать портрет Абдул-Меджида I и часто стоял у мечети, пытаясь запомнить его облик: попасть на прием к султану в то время было невозможно. Когда портрет был готов, полотно волей случая попало во дворец правителя. Картина настолько понравилась султану, что тот заказал Захарову портреты своих детей и устроил во дворце показ его работ — первую художественную выставку в Константинополе.

Лиричные картины с видами Константинополя писал и Иван Айвазовский. В Турцию он попал в составе морской экспедиции Федора Литке в 1845 году. Картины Айвазовского до сих пор украшают султанский дворец Долмабахче.

Нередко новые полотна появлялись по заказу императорского дворца. Художник-маринист Алексей Боголюбов написал для Николая I серию этюдов, посвященную Османской империи. А Николай Дмитриев-Оренбургский по заказу Александра II составил художественную сводку с фронта во время обострения русско-турецких отношений в 1877—1878 годах. Военные впечатления перенесли на полотна Василий Поленов и Василий Верещагин.

Искусство начала XX века вновь обратилось к Востоку. В авангардном творчестве Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой были воплощены как реальные, так и вымышленные турецкие мотивы.

Турецкие мотивы в музыке

С XVIII века в Европе получила распространение музыка «а-ля тюрк», то есть «в турецком стиле». Вольфганг Амадей Моцарт написал композицию «Турецкое рондо», или, как ее называли слушатели, «Турецкий марш». Эта мелодия, которая популярна и сегодня, стала впечатлением композитора от янычарского военного оркестра — «мехтер такымы». Он время от времени выступал в Австрии по случаю подписания австро-турецких договоров.

В России турецкие мелодии публика услышала при Екатерине I, которая одна из первых в Европе выписала такой «мехтер такымы» из Константинополя.

Образ жителя Османской империи часто был связан с образом врага, военного соперника. Это отражалось и в русской культуре, в том числе в музыке. Первый неофициальный русский гимн «Гром победы, раздавайся!» композитор Осип Козловский написал на слова Гавриила Державина, когда русские войска под командованием Александра Суворова взяли османскую крепость Измаил.

В XIX веке с распространением романтических тенденций появились первые мелодии-впечатления, посвященные турецкой культуре. Михаил Глинка оживил восточные мотивы в опере «Руслан и Людмила». Композитор включил их в четвертый акт, среди мелодий был и турецкий танец.

Турция в русской архитектуре

Турецкие мотивы появлялись и в архитектурных сооружениях. Их украшали башенками, похожими на минареты, рельефными и скульптурными орнаментами, арками, невысокими куполами. В честь героев, сражений и побед в Русско-турецких войнах архитекторы создавали памятники: в Екатерининском парке Царского Села появились Кагульский обелиск и Башня-руина, Чесменская и Морейская колонны. Для праздника на Ходынском поле Василий Баженов и Матвей Казаков построили копии турецких сооружений из дерева. В память о войне 1828−1829 годов в парке возвели павильон «Турецкая баня». Архитектор Ипполит Монигетти спроектировал его по образу Адрианопольской мечети, которую он зарисовал во время путешествия в Турцию.

Элементы турецкого декора появлялись в зданиях и интерьерах. Сначала архитекторы использовали зарисовки художников, которые ездили в Османскую империю, а позже и сами архитекторы начали ездить в Турцию. При Екатерине II появилась мода на комнаты отдыха «в турецком стиле». Их обставляли турецкой мебелью — оттоманками, кушетками, софами. Такие комнаты были во дворце графа Орлова в Гатчине и в Зимнем дворце. В 1780-е в Екатерининском парке по проекту Ильи Неелова построили «Турецкий киоск». Он напоминал садовые павильоны с фонтанами в Константинополе. Турецкий декор использовали и при строительстве русских усадеб. Особенно ярко проявилось это в Крыму — на его территории появилось множество особняков «а-ля тюрк». Усадьбы с фонтанами, беседками и садами создавали Филипп Эльсон и Карл Эшлиман, Ипполит Монигетти и Николай Краснов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Были ли в России придворные шуты? Были ли в России придворные шуты?

На Руси шутов звали «дураками». Многие из них происходили из бояр или дворян

Культура.РФ
Специальная теория относительности помогла компьютеру предсказать будущее Специальная теория относительности помогла компьютеру предсказать будущее

Этот алгоритм поможет в разработке стратегий лечения в медицине

N+1
Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке

Главные достижения феминисток за последние 25 лет

Forbes
Какие есть игры в карты: 6 популярных вариантов для отличного вечера Какие есть игры в карты: 6 популярных вариантов для отличного вечера

Коллекция лучших карточных игр для больших компаний, пар и одиночной игры

Playboy
Психология влияния Психология влияния

Как не стать жертвой мастера влияния и убеждения

kiozk originals
Ученые построили модель оползней, вызывающих цунами Ученые построили модель оползней, вызывающих цунами

Ученые смоделировали оползневые цунами

Популярная механика
Я, робо сапиенс Я, робо сапиенс

В ближайшие сто лет тело человека изменится сильнее, чем за всю историю эволюции

GQ
Как стартапы ищут бизнес-ангелов и зачем инвесторы рискуют своими деньгами. Отвечаем на базовые вопросы про инвестиции Как стартапы ищут бизнес-ангелов и зачем инвесторы рискуют своими деньгами. Отвечаем на базовые вопросы про инвестиции

Разбираемся в мифах, которые окружают стартап-культуру

Inc.
«Почему человек вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?». Интервью с режиссером фильма «Доктор Лиза» «Почему человек вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?». Интервью с режиссером фильма «Доктор Лиза»

Режиссер Оксана Карас о женщинах и сексизме в русском кино

Forbes
Мирный атом и водородный мир: новая энергетическая революция Мирный атом и водородный мир: новая энергетическая революция

Что там – на том конце энергетической цепочки?

Популярная механика
Смотреть нельзя развидеть: как определить норму в жизни и кино Смотреть нельзя развидеть: как определить норму в жизни и кино

Как мы стали слишком чувствительными и почему искусство не должно это терпеть

РБК
«Убийца PowerPoint»: бывший основатель Wunderlist запустил сервис онлайн-презентаций Pitch и привлёк $50 млн «Убийца PowerPoint»: бывший основатель Wunderlist запустил сервис онлайн-презентаций Pitch и привлёк $50 млн

Цель Pitch — полностью переосмыслить подход к работе над слайдами

VC.RU
Заморозь сейчас, роди потом: как происходит криоконсервация и сколько это стоит Заморозь сейчас, роди потом: как происходит криоконсервация и сколько это стоит

Заморозить яйцеклетки и со спокойной совестью ждать своего принца

Cosmopolitan
Взгляд изнутри Взгляд изнутри

Зачем клиники красоты нанимают на работу эндокринологов и гастроэнтерологов

Vogue
Запрет на въезд в Японию и еще 9 малоизвестных фактов о Роберте Дауни – младшем Запрет на въезд в Японию и еще 9 малоизвестных фактов о Роберте Дауни – младшем

Будущий Железный Человек уже в пятилетнем возрасте познакомился с миром кино

Cosmopolitan
10 фактов о Питере Джексоне 10 фактов о Питере Джексоне

Что интересного происходило в жизни повелителя хоббитов и дрессировщика драконов

Maxim
Арман Давлетяров: Арман Давлетяров:

Как Арман Давлетяров изменил судьбу и стал влиятельным человеком в шоу-бизнесе

Караван историй
Одна вокруг света. Найти Европу в столице кхмеров и потерять машину Одна вокруг света. Найти Европу в столице кхмеров и потерять машину

Камбоджа. Мистический Пном Бокор и старая католическая церковь

Forbes
Дышите глубже Дышите глубже

Дыхательные упражнения для тех, кто переболел или хочет укрепить здоровье

Лиза
3D-принтер напечатал разноцветный филамент из разных материалов 3D-принтер напечатал разноцветный филамент из разных материалов

Нить сшивается из разнородных сегментов и генерируется индивидуально

N+1
CEO Google Сундар Пичаи назвал два главных принципа для успешной жизни CEO Google Сундар Пичаи назвал два главных принципа для успешной жизни

Что помогло Сундару Пичаи найти дело жизни и достичь успеха в карьере?

Inc.
Китайская династия Китайская династия

Мария Брагинская оформила интерьер квартиры для ценителя китайского антиквариата

AD
Пробы на жалкую роль Пробы на жалкую роль

Игорь Гулин о дневнике Юрия Нагибина как литературном проекте

Weekend
Как парижский морг в XIX веке привлекал сотни тысяч зевак Как парижский морг в XIX веке привлекал сотни тысяч зевак

Некоторые приходили целыми семьями по выходным

Maxim
Что такое осень? Что такое осень?

Время для неспешных прогулок, размышлений, свиданий и ярких фотографий...

Лиза
Глаз - алмаз: что, если бы у людей было орлиное зрение Глаз - алмаз: что, если бы у людей было орлиное зрение

От чего вы готовы отказаться ради того, чтоб обладать орлиным зрением?

Популярная механика
Он не хочет жениться Он не хочет жениться

Как выйти замуж

9 месяцев
«У сына 6 детей, а у меня ни одного внука»: письмо отчаявшейся бабушки «У сына 6 детей, а у меня ни одного внука»: письмо отчаявшейся бабушки

Психолог помогает героине разобраться в сложной семейной ситуации

Psychologies
Валерий Тодоровский: «Школьником я и сам был пациентом в лаборатории гипноза» Валерий Тодоровский: «Школьником я и сам был пациентом в лаборатории гипноза»

Валерий Тодоровский рассказывает о своем новом фильме «Гипноз»

Grazia
Джеймс Кэмерон: провидец, футуролог, реалист Джеймс Кэмерон: провидец, футуролог, реалист

Ждет ли человечество счастливый конец?

GQ
Открыть в приложении