Оборот в ₽500 млн и Хайди Клум среди клиентов: история бренда Monochrome
Российский бренд оверсайз-одежды Monochrome открывает бутик в Столешниковом переулке. Редактор моды «РБК Стиль» Алина Малютина поговорила с сооснователями марки Алисой Бохой и Николаем Богдановичем о том, как они к этому пришли
Мы встречаемся с Алисой и Николаем в магазине Monochrome на Малой Никитской, который они открыли летом 2020 года вопреки пандемии. Располагаемся прямо на широких подоконниках среди рейлов с оверсайз-одеждой в духоподъемных цветах, которая за шесть лет существования марки полюбилась не только москвичам, но и жителям других российских и зарубежных регионов. Однако, кажется, они стягиваются сюда не только ради шопинга: кто-то заходит выпить кофе из стаканчика, оформленного в стиле недавней коллаборации Monochrome с «Союзмультфильмом» (магазин совмещен с кофейней в формате take away), а кто-то, как и я, — пообщаться с основателями, которые приезжают проверить дела из родного Зеленограда. Так или иначе, во время интервью (оно, к слову, проходило в разгар рабочего вторника) пространство было наполнено людьми — наглядный показатель успеха модного бренда. И все же к Monochrome остаются вопросы: возможен ли такой рост без инвестиций со стороны и связей со звездами (Алиса долгое время работала стилистом), чем обусловлена сравнительно высокая стоимость изделий — в среднем 17 тыс. руб. за хлопковое худи — и наконец, зачем локальной марке понадобился бутик по соседству с представительствами гигантов люкса. Об этом и поговорили.
Изначально Monochrome — это бренд дизайнерской полиграфии. Как дело дошло до одежды?
Николай: Бренд дизайнерской полиграфии просуществовал полгода, но именно он помог мне познакомиться с Алисой. В то время она работала стилистом таких звезд, как Вера Брежнева, Полина Гагарина и Елена Подкаминская, и была большой звездой по меркам нашего небольшого Зеленограда, а я искал способ продвижения своей продукции. Написал Алисе, предложил скетчбук в подарок, а потом случилось так, что only business перерос в family business.
В действительности, я всегда хотел создавать одежду. У моего знакомого был бренд базовых футболок со смешными принтами, и я тоже думал двигаться в этом направлении. Тем более что понимание производственного процесса у меня уже было. Но в какой-то момент пришла Алиса и сказала: «Так, это все чушь, давай делать по-другому». (Смеется.)
Алиса: Нет, не чушь. Просто это была самая обыкновенная футболка с большим логотипом, мерч. Эту футболку я надела на Лену Подкаминскую, которую собирала на премьеру фильма. Я, если честно, уже забыла про эту историю, поэтому мы долгое время всем говорили, что первой одеждой под брендом Monochrome был гипертрофированно большой свитшот с непропорционально длинными рукавами. Он немного похож на то, что мы создаем сейчас.
Как он появился?
Алиса: Тут важно помнить, что я не дизайнер, а стилист. Мне хотелось соединить в одной вещи несколько разных: длину взять отсюда, рукава — оттуда. Получился некий собирательный образ, конструктор.
Николай: Но самое главное, что ты хотела создать себе униформу на каждый день, чтобы было удобно работать на примерках и съемках.
Алиса: Да, в свитшоте я пришла на съемку шоу «Угадай мелодию», где нарядила Веру Брежневу в красивое платье Kalmanovich. В гримерке «Останкино» было настолько холодно, что я сняла свитшот и накинула на Веру, а она оставила его себе и после появилась в вещи то ли на вечеринке, то ли на концерте. С учетом того, что Вера вообще никуда не ходит, фотографии облетели весь интернет. Многие начали искать свитшот по логотипу Monochrome, указанному на лицевой части, и стучаться в наш инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). В нем тогда еще были фото блокнотов, но мы понемногу выкладывали одежду, которую фотографировали дома у друзей на фоне простыней. Люди интересовались, можно ли купить свитшот, как у Веры, а у нас не было ни свитшотов, ни денег, чтобы их сшить. Тогда Коля предложить работать по предзаказу.
Знали, где отшивать, где заказывать ткани?
Николай: Помогло сарафанное радио и тот факт, что полиграфический бизнес тесно связан с рекламой, где все знакомы между собой. К тому же, пригодилась моя пытливость. Я пришел в полиграфию и спросил у ребят: «Где вы заказываете пошитые футболки?» — «Вот там». Потом позвонил в указанное место: «Кто шьет вам футболки?» — «Вот тот». И так далее. В итоге мы вышли на рекламное агентство, которое под ключ сшило серию свитшотов. Но перед этим посмеялось над эскизами: «Если деньги некуда девать, давайте сделаем».
Алиса: Оверсайз тогда еще никто не понимал. Например, когда я решила сделать свитер (такой же большой, как наши свитшоты) и пришла на вязальное производство, то услышала от тетушек, которые там работали: «Дочка, это же четыре свитера можно связать!» Говорю, мне не четыре, мне один надо. «Да и манжет неудобный, кто же такое будет носить?» — не останавливались они.
Николай: Более того, подписчики тоже к этому так относились. Первые покупатели, получившие свитшоты по предзаказу, говорили: «Вы что, рехнулись совсем? Вещь слишком большая».
Алиса: В общем, нас на протяжении всего пути убеждали, что мы делаем продукт, который никому не нужен.
Почему вы верили в обратное?
Николай: Потому что не было других вариантов. (Смеется.) Мы потратили все деньги, а я на тот момент был уже без работы. Тетушкам говорили: «Вы ничего не понимаете». А подписчикам, которые были шокированы параметрами изделия, предлагали немного пожить с вещью, а если не понравится, оформить возврат. Но никто ничего не возвращал.
Как вы нашли людей, которые тоже поверили в вашу идею, и сформировали постоянную команду?
Алиса: Все было постепенно. Моя подруга делала платья для беременных и в какой-то момент открыла цех в Первомайске, к которому мы решили примкнуть. Там мы встретили нашу Наташу. Однажды она за ночь и без примерок сшила по моей срочной просьбе платье для съемки с Аней Лорак. И она же была тем человеком, которая посмотрела на вещи, сделанные рекламным агентством, и сказала: «Так, здесь все понятно, но нужно лекала довести до ума». Без вопросов, без возмущений. Цех подруги давно закрылся, но Наташа осталась с нами. Сейчас она работает в Monochrome главным конструктором и начальником производства.
Как думаете, был бы у вас настолько успешный старт без обширного круга знакомых, особенно звездных?
Алиса: Думаю, что продукт мог и не зайти. Отвечая на вопрос о том, как мы начинали, я говорила, что мы буквально делали все на коленке, что все это большая удача. Но Коля меня не раз поправлял, напоминая, что мое многолетнее сотрудничество со звездами и репутация стилиста — это наработанный, существенный капитал, ценное вложение в бизнес на старте.
Николай: Monochrome возник не на пустом месте, а как результат профессионального роста успешного стилиста. Сначала звезды были готовы сниматься в наших кампаниях из уважения к Алисе, а сейчас делают это потому, что мы создаем действительно классный продукт и интересный контент.