Новая жизнь — или нет? Что не так с программами модных брендов по переработке одежды
На днях Ganni и Levi's выпустили коллекцию, которую можно только арендовать, а не купить, а сшита она из старых джинсовых вещей. Похожие инициативы есть у многих брендов. Но так ли они хороши для экологии? И что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию? Разбираемся.
Что это за программы
О том, как модная индустрия вредит экологии, накоплено уже немало данных — тут и отдельные аспекты вроде ядовитых отходов от процесса окраски тканей и микропластика, который образуется при эксплуатации синтетики, и глобальная угроза климату нашей планеты. Производство текстиля удвоилось c 2000 по 2015 год, а вот среднее количество раз, которое каждую вещь надевают до того, как отправить в утиль, наоборот, почти в два раза упало.
Вещи, которые перестали быть нужными, массово отправляются на свалки: в 2015 году объем текстильного мусора только в Америке составил 16 миллионов тонн (по миру точных данных нет). Многие вещи, которые отправляются на свалку, — вовсе не ветошь, а одежда в хорошем состоянии, которая разонравилась владельцу. С глобальным развитием быстрой моды и масс-маркет-брендов покупатели стали относиться к одежде как к одноразовому расходному материалу. Особенно остро это видно на примере вещей «не на каждый день» вроде странных трендовых вещей или карнавальных костюмов, которые после праздников отправляются в мусорки буквально тоннами. Проблема заключается не только в том, что при производстве вещей расходуются ресурсы вроде ископаемого топлива и чистой воды, но и в том, что многие современные ткани содержат синтетические полимеры, которые будут разлагаться столетиями.
Чтобы хоть немного решить проблему перепроизводства и неправильной утилизации одежды, модные бренды и стали запускать свои программы переработки. Идея простая: покупатели приносят вещи, которые им стали не нужны или износились, получают за это бонус от бренда, а сданные вещи отправляют на переработку или благотворительность. По такому принципу работают программы разных брендов компании H&M Group, они действуют в разных странах, в том числе и в России. H&M сотрудничают с немецкой компанией i:Collect, которая осуществляет сортировку вещей и берет на себя все дальнейшие этапы — отправку хорошей одежды благотворительным организациям и переработку той, которую уже нельзя носить. К услугам i:Collect прибегает и обувная марка Vagabond, которая в прошлом году расширила на Россию свою программу по сбору старой обуви. Эти бренды принимают любую одежду в любом состоянии и предлагают покупателям купоны на скидку на следующую покупку в обмен на сданную одежду.