Зачем читать «книги факта» и какие из них стоит открыть прямо сейчас

Правила жизниСобытия

Нон-фикшен в России: как читать, что искать и зачем это нужно

Нон-фикшен давно перестал быть просто «нехудожественной литературой». Сегодня он рассказывает о науке и истории, помогает искать смыслы, объясняет повседневность и даже развлекает. Мы поговорили с представителями популярных издательств о том, зачем читать «книги факта» и какие из них стоит открыть прямо сейчас.

Максим Мамлыга

f4c486d5984f694592f25e2d01ea0ad9_ce_1998x1332x1x0.jpg
Лена Холошина/ «Правила жизни»
  • Издательство: «Новое литературное обозрение»
  • Год основания: 1992
60a7a17876b178c97687cfda4f4e90ce.jpg
Лена Холошина/ «Правила жизни»

Нон-фикшен — довольно широкое понятие, в которое, конечно, можно включить все нехудожественное. Но поскольку мы в «НЛО» фокусируемся на интеллектуальной литературе, то понимаем нон-фикшен в более узком смысле — как книги, которые дополняют наши знания о мире, ставят важные вопросы и пытаются найти на них убедительные ответы. Заметьте, мы не ограничиваемся академическими исследованиями: у нас есть, например, популярная серия «Что такое Россия», в которой сложные исторические сюжеты излагаются очень доступно и увлекательно. В центре внимания этого проекта — драматический процесс модернизации страны, протекающий на протяжении последних нескольких столетий: как стремление России догнать и перегнать Европу (а в ХХ веке — и Америку) отразилось на всех сферах жизни российского общества. Написанные профессиональными учеными, эти книги открывают широкой читающей публике многообразие российского исторического опыта, несводимого к смене правителей и режимов, тем самым развенчивая многие мифы и штампы, бытующие в массовом сознании.

Например, книга Галины Ульяновой «Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины-предпринимательницы в России XIX века» (выдержавшая уже четыре издания) переворачивает наши представления о месте, статусе и правах женщин в дореволюционном русском обществе.

А книги Кирилла Соловьева, посвятившего себя изучению истории возникновения дореволюционной Думы («Хозяин земли русской?», «Самодержавие и конституция» и др.), убедительно показывают, что у русского парламентаризма был большой потенциал развития, оборванный большевистским переворотом.

Здесь можно вставить любимую шутку всех гуманитариев: мы издаем нон-фикшен потому, что так исторически сложилось. Издательство началось с одноименного журнала «Новое литературное обозрение», который стремился (и стремится по сей день) быть в авангарде современной гуманитарной мысли. Сегодня ядро издательства составляют целых три журнала — «НЛО», «Неприкосновенный запас» и «Теория моды»; авторы, которые там публикуются, активно осмысляют культуру, общество и историю, предлагают свежие интерпретации и концепции — в общем, занимаются настоящей живой интеллектуальной работой. Это счастье, что нам удалось построить такую инфраструктуру: издательство — ее естественная и логичная часть (теперь, конечно, самая крупная), превращающая эту работу в увлекательные книги.

Я думаю, что нон-фикшен может быть источником самых разных удовольствий — в зависимости от того, что ищет в нем читатель. Некоторые книги могут просто сообщать какие-то полезные знания, другие — открывать знакомые, казалось бы, вещи с неожиданной стороны. Мы, к примеру, уделяем много внимания исследованиям советской повседневности: если почитать книги Наталии Лебиной (например, «Хрущевка», «Пассажиры колбасного поезда») или Дмитрия Травина («Как мы жили в СССР», «Пути России от Ельцина до Батыя»), станет понятно, что мир простого советского человека был устроен сложно и парадоксально.

3901de61794b96d6d7da14ca4bd17bf2.jpg
Лена Холошина/ «Правила жизни»

Нон-фикшен вполне может быть развлекательным — например, такой, который имеет дело с захватывающими сюжетами. Иногда они могут поджидать в самых удивительных местах: кто бы мог подумать, что история автомобиля в СССР окажется такой захватывающей, как в изложении Сергея Канунникова («Хочу машину! Личный автомобиль в советской повседневности»)! Или что творческая и личная биография Ивана Крылова — автора знаменитых басен — может содержать такие удивительные открытия?

Я бы порекомендовала внимательно познакомиться с серией «Что такое Россия». Помимо кратко названных мною книг, там найдутся замечательные темы и сюжеты для каждого интересующегося историей страны.

Я также уже упомянула книгу Екатерины Ляминой и Натальи Самовер о Крылове «Иван Крылов — Superstar» — она произвела на меня сильное впечатление. Авторы пытаются объяснить загадку стойкой популярности Крылова при всех режимах: его басни пришлись ко двору и императоров, и большевиков, и президентов. Его никогда, как Пушкина, не сбрасывали с корабля современности, не запрещали, как многих других авторов, по идеологическим причинам.

Посоветую еще две новинки, которые вот-вот приедут из типографии (для самых нетерпеливых на сайте nlobooks.ru доступен предзаказ).

Во-первых, книга «Розовый. История цвета» французского историка культуры Мишеля Пастуро (вышли и успешно продаются «Черный», «Красный», «Зеленый», «Синий», «Желтый», «Белый»). Это уникальный проект по истории цвета, где исследуются изменения в восприятии и символике цветов в разных культурах и эпохах. К примеру, в Средние века розовый ассоциировался скорее с мужественностью, а в XX веке оказался в центре эстетических и идеологических сдвигов.

Во-вторых, «Русская березка» Игоря и Натальи Нарских — оригинальное исследование, как и когда береза превратилась в национальный символ России.

Из наших постоянных бестселлеров можно вспомнить знаменитую работу Алексея Юрчака о последнем советском поколении «Это было навсегда, пока не кончилось» или книгу Олега Хлевнюка «Корпорация самозванцев» (о теневом рынке советской экономики). Последнее, кстати, отличный пример того, что реальные исторические сюжеты бывают увлекательнее самых изощренных триллеров.

  • Издательство: «Альпина нон-фикшн»
  • Год основания: 2008
3c1c93acf310e794e4a001297fc93ba0.jpg
Лена Холошина/ «Правила жизни»

У литературы нон-фикшен много лиц. Кулинарные рецепты, биографии, мемуары, бизнес-литература, разнообразный селфхелп, научно-популярные работы — все это литература факта. В этом смысле эзотерику вполне можно исключить. Это чистый фикшен. Если говорить об интеллектуальном нон-фик, а говорить хочется именно о нем, то круг жанров и тем сужается. Задача серьезной нон-фикшен-литературы — передача реальных фактов, человеческого опыта, идей, опирающихся на действительность и достоверную информацию. Уместно вспомнить великого просветителя Карла Сагана, который говорил, что миром и прогрессом движет человеческое любопытство. Именно эту потребность закрывает нон-фикшен. Он объясняет, просвещает, предостерегает, помогает понять причины и следствия и, конечно, вдохновляет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении