Невероятные стеклянные скульптуры Джека Стормса: неземная красота
Безупречное стекло, которое используется для телескопов и других оптических приборов. Математическая стройность многоцветного узора. Скульптуры Джека Стормса похожи на застывшие в стекле фейерверки, но их мимолетные вспышки – результат точного расчета и кропотливой работы.
До нас дошли редкие образцы старинных изделий из дихроичного стекла, цвет которого меняется в зависимости от угла наблюдения или освещения. Сегодня разработаны современные технологии его производства для фильтров телескопов и других оптических приборов. Для этого на поверхности стекла конденсируют сверхтонкую пленку золота, серебра, оксида алюминия или других металлов. Количество таких слоев может доходить до нескольких десятков, хотя их общая толщина не превышает пары сотен нанометров. Свет различной длины волны по-разному поглощается и отражается ими, преломляется на границах, что и придает дихроичному стеклу необычные оптические свойства.
Светлый цвет
Переливаются разными цветами и скульптурные работы Джека Стормса, сложенные из множества фрагментов хрусталя и дихроичных стекол. Десятки, а то и сотни деталей невидимо соединяет прозрачный эпоксидный клей, позволяя со всех сторон открываться совершенно особой игре красок и огней. Эти вспышки не случайны: они показывают то скрытый внутри узор, то геометрическую фигуру. «Всегда есть точное уравнение для количества цветов и форм, которые видны с разных сторон, – рассказывает Стормс. – Поэтому каждый раз, когда вы поворачиваете объект или меняете освещение, вы видите что-то новое».
Приступая к работе, художник рассчитывает размеры, цвет и положение каждого стеклянного фрагмента. Как правило, внутренним ядром скульптуры становится форма, вырезанная из цельного хрустального кристалла. Ее Стормс тщательно полирует и покрывает зеркальным напылением, после чего слой за слоем приклеивает фрагменты дихроичного стекла, каждый – на свое место. Свет, отраженный хрустальным центром, проходит через эти фильтры, меняя окраску и переливаясь под разными углами наблюдения. Наконец, снаружи все снова покрывается прозрачным хрусталем, которому придается нужная форма. «Я разрезаю и полирую, склеиваю и снова полирую. А потом опять разрезаю и полирую, – объясняет художник. – Все это требует времени и еще раз времени».