Не только слушать, но и слышать: как и зачем развивать эмпатию
Эмпатия — способность понимать чужие эмоции, чувства и потребности. Зачем это нужно и как развить эмпатию — в статье Анны Крымской, клинического психолога, основательницы сервиса YouTalk
Что такое эмпатия
Эмпатия в психологии — это понимание чужих эмоций и осознанное им сопереживание. Психолог Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект», считает, что в более широком смысле эмпатия также включает в себя правильное реагирование на «проблемы или нужды, стоящие за эмоциональными переживаниями и поведением другого человека».
Люди редко выражают словами свои истинные чувства. Нам бывает сложно сформулировать свои переживания и потребности даже для самих себя, уж тем более облечь их в устную форму и донести до собеседника. Но, кроме слов, коммуникация включает в себя выражение лица, жесты, оттенки голоса, интонации и другие невербальные сигналы, которые человек с развитой эмпатией может считать, расшифровать и таким образом приблизиться к пониманию чужого эмоционального состояния.
Механизм работы эмпатии не до конца изучен, но считается, что при виде человека, испытывающего эмоции, например плачущего или смеющегося, в нашем мозге активируются зеркальные нейроны, которые возбуждаются как при выполнении человеком определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другими. Это позволяет нам понять чувства другого, как если бы мы испытывали их сами. Одновременно наш мозг анализирует информацию об обстоятельствах происходящего и принимает решение о том, как реагировать.
Кто такой эмпат и как он общается
Эмпат — человек с развитой способностью к эмпатии, который может устанавливать с другими людьми эмпатическую связь, «настроиться на волну» другого человека и принять информацию о его состоянии.
Психолог Маршалл Розенберг сформулировал принципы эмпатичного общения. Допустим, друг звонит и рассказывает о стрессовой ситуации на работе или проблемах со здоровьем. Как ведет себя эмпат?
- Полностью присутствует в моменте. Слушая собеседника, человек с развитой эмпатией не отвлекается, не старается анализировать ситуацию и делать выводы, а задает уточняющие вопросы, чтобы услышать подробности и понять взгляд собеседника на происходящее.
- Фокусируется на чувствах и потребностях другого человека. Эмпатия отличается от сочувствия. Эмпат не говорит «мне так жаль», чтобы не смещать фокус на себя, а задает вопросы и старается понять, что в данный момент чувствует собеседник. Он может проявить сочувствие позже, если увидит, что человек в нем нуждается. Но может быть и так, что собеседнику нужна другая реакция и сочувствие не понадобится.