Не сотвори себе кумира: как современные байопики меняют отношение к музыкантам
Когда Элвис Пресли выходил на сцену в любом городе США, аудитория сходила с ума. Едва музыкант начинал петь — девушки моментально срывали с себя нижнее белье, а парни танцевали так, словно в них по меньшей мере вселились бесы. Сотрудники полиции, служители церкви, политики и просто ханжи говорили, что Пресли — посланник дьявола, развращающий молодежь, потому что не могли понять, как обычный парень из Миссисипи мог доводить людей до экстаза музыкой.
При этом в середине XX века большинство американцев считали Элвиса иконой, королем и богом. Он перевернул музыкальную индустрию. В стране, где по-прежнему процветала расовая дискриминация и сегрегация, белый парень позволил себе играть музыку темнокожих и петь о свободе и любви. Пресли стал самой яркой звездой в США в XX веке так же быстро, как и погас: и всему виной его продюсер Том Паркер по кличке Полковник.
В 2022 году в мировой прокат вышел фильм «Элвис» База Лурмана (в России фильм, к сожалению, стал доступен только в августе — и только на пиратских платформах), который рассказывает, какие события в жизни Пресли привели к тому, что он погиб всего лишь в возрасте 42 лет. И эта картина показывает Элвиса вовсе не жизнерадостным красавчиком и королем рок-н-ролла, а одиноким, потерянным и замкнутым человеком, которому так и не удалось исполнить свои мечты.
Во время просмотра фильма, безусловно, восхищаешься тем, как Элвис влюблен в музыку и как он отдается целиком и полностью песне и танцу, но в первую очередь испытываешь к нему невероятное сочувствие. Да, зрителю становится жаль Пресли. Очевидно, что он заплатил слишком большую цену за звание короля, и скорее всего, мало кто согласился бы пройти такой же путь, чтобы стать знаменитым музыкантом. Лурману удается очень четко донести до зрителя идею, что никакая слава не заменит человеку любовь, друзей и семью. Популярность отбирает у артиста самого себя, потому что требует слишком большого внимания к поклонникам и фанатам.
Когда Пресли умер из-за сердечного приступа, причиной которого по разным данным были то ли медикаменты, которыми Элвиса пичкал Полковник Паркер, то ли наркотики, которые музыкант принимал, чтобы забыться и расслабиться, поклонники не поверили в его смерть. Одни пытались раскопать могилу Пресли, чтобы убедиться, что его там нет. Другие искали «настоящего» Элвиса по всему миру, чтобы доказать, что он на самом деле инсценировал смерть. Третьи вовсе создавали религиозные культы, воспевающие Пресли как бога, у которого непременно случится «второе пришествие» на Землю.
Музыка Элвиса оказывала такое сильное влияние на американцев, что они просто не могли поверить в его смерть, даже несмотря на то, что популярность Пресли к моменту его ухода из жизни сильно просела. Элвис перестал быть смертным человеком для слушателей. Ему не прощали ошибки, от него всегда ждали большего, требовали спасти мир и решить проблемы с помощью музыки, потому что он король, несущий ответственность за своих поданных. И такое отношение фанатов привело к тому, что у Элвиса развилась настоящая паранойя. Он боялся, что его убьют или похитят. И такой случай далеко не единичный. Многие артисты сталкиваются с тем, что их поклонники теряют рассудок и перестают уважать хоть какие-то личные границы. И именно поэтому миру нужные честные