Байкало-Амурская магистраль — детище русско-японской и последующих войн

НаукаИстория

Рельсы стратегического направления

80 лет назад началось движение по первой части БАМа — участку Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.

Николай Кульбака, кандидат экономических наук

Строительство БАМа началось еще в 1930-е годы. Кузнецов Александр / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) представляла собой не просто гигантский инфраструктурный проект, но и важнейший элемент советской стратегии развития восточных регионов страны. Ее строительство прошло через множество этапов, которые были тесно связаны с трагическими и героическими страницами последних двух веков жизни России.

Войны и железная дорога

Историю БАМа следует начать с того момента, когда в России возникла идея проложить железнодорожную магистраль до Владивостока. Идея Транссиба во многом состояла в том, чтобы соединить центр Российской империи со сравнительно недавно присоединенной территорией Дальнего Востока, где Россия к тому времени начала строить крупную военно-морскую базу — Владивосток.

Русско-японская война 1904–1905 годов убедительно показала, что надежное железнодорожное сообщение с бассейном Тихого океана является единственной гарантией прикрытия восточных рубежей Российской империи. А попытка использовать для снабжения Владивостока более короткую и удобную Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), проходящую по территории Манчжурии, показала, что железная дорога все-таки должна находиться в пределах страны.

К 1916 году Транссиб был окончательно размещен исключительно на землях, принадлежащих Российской империи.

Война показала, что пропускная способность Транссибирской магистрали недостаточна для потребностей огромных пространств Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, к северу от Транссиба лежала огромная неосвоенная территория, богатая лесом, зверем и полезными ископаемыми. Поэтому практически сразу после Русско-японской войны начались изыскательские работы на месте возможной железной дороги к северу от Байкала.

Однако этот многообещающий проект с началом Первой мировой войны и последовавшей за ней революцией 1917 года оказался забытым на долгий срок.

После завершения Гражданской войны советское правительство вновь вернулось к вопросу строительства альтернативного железнодорожного маршрута. Причиной этому послужили агрессивные действия Японии.

Осенью 1931 года японские войска вторглись в Маньчжурию, вышли к границам СССР и полностью перекрыли возможность использования КВЖД. Для связи с Дальним Востоком у Советской России оставалась одноколейная Амурская железная дорога с пропускной способностью в 10–12 пар поездов в сутки, причем проходила эта дорога вдоль границы, иногда подходя к ней на расстояние до 20 км. Перекрыть ее в случае военных действий было проще простого.

Поэтому было принято решение строить новую железную дорогу, которая проходила бы на значительном удалении от границы.

БАМЛАГ и его стройка

Кроме военно-стратегической необходимости строительство магистрали диктовалось и экономическими факторами. В первой половине XX века Советский Союз активно осваивал богатые природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока, но отсутствие надежной транспортной инфраструктуры серьезно сдерживало развитие региона.

БАМ должен был сыграть ключевую роль в транспортировке руды, леса, угля и других стратегически важных ресурсов. Районы, через которые проходила магистраль, обладали огромными запасами меди, угля, золота и других ценных полезных ископаемых.

Одной из целей строительства было обеспечение экономики страны необходимыми материалами и создание условий для дальнейшего развития добывающей и перерабатывающей промышленности в восточных регионах СССР.

Для этого 13 апреля 1932 года было принято постановление Совета народных комиссаров СССР №542 «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», где, в частности, говорилось следующее:

«Предложить НКПСу:

— немедленно приступить к подготовке и производству работ по постройке Байкало-Амурской железной дороги;

— представить к 1 августа 1932 г. на рассмотрение СТО стройфинплан этой дороги со всеми исчерпывающими данными;

— обязать Наркомтруд СССР отвести НКПСу районы вербовки необходимой рабочей силы для этого строительства».

Судя по всему, с вербовкой ситуация не заладилась, поэтому уже через полгода, 27 октября 1932 года, в постановлении СНК СССР №1650/340с «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» было сказано: «Возложить на ОГПУ строительство Байкало-Амурской железной дороги с использованием для этого строительства заключенных исправительно-трудовых лагерей ОГПУ».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Два кавказца Два кавказца

Что за офицеры изображены на рисунке, который считался за авторством Лермонтова?

Дилетант
Стоматолог раскрывает правду: какие процедуры — развод, а что реально работает Стоматолог раскрывает правду: какие процедуры — развод, а что реально работает

Стоматология: что действительно работает, а что — пустая трата времени и денег?

Maxim
Остаться в живых Остаться в живых

10 навыков, необходимых путешественнику. Советы Миклухо-Маклая

Вокруг света
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
«Усиливать регулирование не нужно» «Усиливать регулирование не нужно»

Глава «Билайна» Сергей Анохин о направлениях роста бизнеса телеком-операторов

Эксперт
Крым: вкусные маршруты Крым: вкусные маршруты

Полуостров – рай для гурманов и любителей гастрономического туризма

Лиза
На веки ваши На веки ваши

Как ухаживать за кожей вокруг глаз?

Лиза
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Жаркая кухня Жаркая кухня

О главных кулинарных хитах Китая, Вьетнама и Индии: где их стоит заказывать

СНОБ
Особое мнение от народа Особое мнение от народа

Почти 40% россиян считают себя «особым народом»

Ведомости
Бидермейер нашего времени Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Weekend
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Программа на перспективу Программа на перспективу

Как Индия стала одной из ведущих IT-стран мира и каковы ее планы на будущее

РБК
Правильное утро Правильное утро

Секреты завтрака на диете

Лиза
Новый взгляд Новый взгляд

Элегантный интерьер салона косметологии с авторскими решениями

SALON-Interior
Где найти: Индия, Вьетнам, Китай и Иран в Москве Где найти: Индия, Вьетнам, Китай и Иран в Москве

Московские места, в которых удастся исследовать Индию, Иран, Китай и Вьетнам

СНОБ
Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву

Традиционная классификация травоядных не отражает реальную картину их рационов

ТехИнсайдер
Почему компьютерные игры – это не просто игра? Почему компьютерные игры – это не просто игра?

Почему важно понимать юридическую сторону игровой индустрии?

Наука и техника
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения? Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения?

Кого и зачем сыграл Дэвид Духовны в «Californication»

Weekend
Техника Техника

Новинки техники, выводящие восприятие мира на новый уровень

RR Люкс.Личности.Бизнес.
На видном месте На видном месте

Реклама стран на форме клубов: имидж для властей, аудитория для команд

Ведомости
Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад

Ученые разработали новый метод изучения древней атмосферы

ТехИнсайдер
Точное определение Точное определение

От идеи журналиста до легенды футбола: история Суперкубка УЕФА

Ведомости
Доставка опережает Доставка опережает

Из-за чего этот труд курьеров перестает быть высокооплачиваемым

Ведомости
«Женщине должен нравиться ее мужчина» «Женщине должен нравиться ее мужчина»

В этой паре оба актеры, и детей в семье у Зои Бербер и Максима Белбородова двое

OK!
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Посильнее фикшена и Гёте Посильнее фикшена и Гёте

Что стало с теми, кто был рядом с Анной Франк и кто такие ковбои

Weekend
Открыть в приложении