Перевернуть технологию переработки нефти
Компания «Максинвест» (резидент «Сколково») разработала и получила четыре патента на инновационную технологию удаления серы из нефти и нефтепродуктов (научное название процесса — десульфуризация), суть которой заключается в воздействии на исходный материал вращающимся электромагнитным полем.
По эффективности и техническим показателям метод превосходит многие из технологий очистки нефтепродуктов от серы, применяемые в промышленности, однако его потенциал намного шире и может пригодиться в самых разных отраслях экономики.
Отрава для природы
Проблема удаления сернистых соединений нефти существует с тех пор, как в мире начали добывать это сырье. «Советский Союз столкнулся с потребностью очищать нефть и нефтепродукты от серы в начале 1950-х годов, когда в стране началось бурное развитие нефтепереработки и в строй вошли нефтяные месторождения Урала, Башкирии, Татарии,— рассказывает член правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков РФ, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ Владислав Баженов.— Там все сорта с высоким содержанием серы. До этого промышленность работала на легких и малосернистых сортах и проблема была не столь заметна, кроме того, требования к содержанию серы были не такими жесткими».
Но чем плоха сера в нефти, зачем ее удалять? «Уменьшение содержания серы в нефти перед началом нефтепереработки снижает коррозионное воздействие нефти на трубопроводы, рабочие органы насосов, емкостное и ректификационное оборудование,— поясняет генеральный директор ООО „Максинвест“ Александр Слепцов.— Кроме того, повышение требований к качеству топлива (бензин, керосин, дизельное топливо) вызвало внедрение процессов, в которых сера является ядом для катализаторов, снижая их эффективность. При уменьшении содержания серы возрастает срок службы всего комплекса и межремонтный пробег, а также сроки использования катализаторов». Да и оптовая цена низкосернистого мазута, например, в два раза выше, чем высокосернистого, отмечает господин Слепцов.
Экологию тоже нельзя сбрасывать со счетов, подчеркивает Владислав Баженов. Использование бензина с высоким содержанием серы загрязняет атмосферу, поскольку в выбросах много сернистого газа. «Кроме того, сера, выделяемая в процессе десульфуризации,— объясняет господин Баженов,— это естественный пластификатор, который улучшает технологические свойства асфальтобетонной смеси, повышает жесткость, препятствует образованию колеи».
Но если десульфуризацией нефтяники занимаются давно, они уже наверняка придумали соответствующие методы. Зачем еще что-то изобретать? Тут дело в масштабах, объясняет Владислав Баженов. И в цене. «В России существует 29 больших заводов, имеющих все виды нефтепереработки и способных перерабатывать, скажем, 220 млн тонн нефти,— говорит он.— Такие предприятия могут позволить себе дорогостоящие методы — гидроочистку и каталитические процессы переработки. Но ведь есть еще больше 200 мелких предприятий!» Они не располагают средствами для гидроочистки и поставляют на рынок топливо, которое не всегда соответствует ГОСТу по содержанию сернистых соединений, напоминает господин Баженов. Такое топливо не только отравляет атмосферу, но и плохо сказывается на двигателе, и его тоже нужно тем или иным способом очищать.
Развитие своей инновационной технологии «Максинвест» начал в 2014 году. «Инициатива создания компании и финансирования работ принадлежала одному из иностранных покупателей высокосернистого российского дизельного топлива. Основной задачей было снижение в нем содержания серы не за счет различных вариантов смешивания, а с помощью эффективной технологии очистки,— вспоминает Александр Слепцов.— По итогам предварительных исследований и консультаций со специалистами был выбран наиболее удобный, с нашей точки зрения, метод — воздействие вращающимся электромагнитным полем».