Онлайн все спишет
Российские вузы перешли на дистанционное обучение в середине марта — тогда Минобрнауки назвало это решение временным. Но в апреле министерство предположило, что и после пандемии многое останется онлайн, а университеты начали готовить сценарии удаленного образования. Эксперты прогнозируют, что онлайн займет до 80% обучения, а студенты воссоздают здания вузов в Minecraft.
Аналоговая цифровизация
«Я помню, как тяжело обсуждалось и принималось решение, чтобы вузам перейти в дистант,— признался 21 апреля в публичном интервью в Школе управления „Сколково“ министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.— Когда-нибудь я напишу об этом целую историю в лицах: кто был против, кто не верил в то, что вузы могут перейти в дистант. Но жизнь нас заставила». Министр Фальков назвал ситуацию с пандемией отправной точкой в изменениях, которые произойдут в системе высшего образования в ближайшие 5–10 лет: оно станет смешанным, будет сочетать цифровые технологии с онлайн-форматами.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков: «То очное образование, которое было до коронавируса, и то, которое будет после,— это две разные сущности»
Система высшего образования, студенты, преподаватели, администрация вузов не были готовы к экстренной «эвакуации» в дистанционную среду, говорится в исследовании Института образования Высшей школы экономики «Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии»: ключевым моментом была не готовность к цифровой трансформации как таковой, а резкость изменений, которых никто не ожидал. В первую неделю после перехода, по данным министра Фалькова, только 60% вузов смогли обеспечить штатный дистанционный режим, у 27% бывали сбои, 10% не смогли полностью обеспечить инфраструктуру, а оставшиеся оказались неспособны это сделать вообще. Больше всего проблем испытали вузы в средних и малых городах России.
Часть программ оказалось невозможно полностью перенести в онлайн: дисциплины, где надо взаимодействовать с материальными объектами (например, медицина и биология); предметы, где учебный процесс возможен только в определенной физической среде (живопись, архитектура, актерское мастерство). Пришлось пересматривать и нормативное регулирование, что увеличило бюрократическую нагрузку на университеты.
В конце апреля Центр перспективных управленческих решений (ЦПУР) опубликовал исследование (совместно с оргкомитетом Общероссийского гражданского форума) о 24 уязвимых группах, находящихся в зоне особого риска при пандемии коронавируса. В их число вошли и студенты, проживающие в общежитиях. По данным исследования, часть студентов при переходе на дистанционное обучение столкнулась с тремя рисками ухудшения качества образования. Это «некачественное дистанционное обучение» без «системного подхода», «неэффективный менеджмент образовательных услуг» и «перенос ответственности за организацию процесса обучения на плечи преподавателей, а не руководства университета». На дистанционном обучении студенты хотели от вуза не только передачи качественного знания, но и функции социализации, а она пропала, указывает господин Комин: «Университеты заявляют, что и это будет компенсировано, но в целом их действия слабо соответствуют ожиданиям студентов».
Директор по исследованиям ЦПУР Михаил Комин: «Студенты полагают, что университет не может адекватно отреагировать на данную ситуацию»
Модель для сборки
Решение о сценариях изменения учебного процесса в дистанционном формате вузы принимали с большой степенью автономности. Авторы исследования Высшей школы экономики подчеркивают, что в России баланс между обязательными решениями и рекомендациями позволил вузам адаптировать переход в онлайн с «максимально возможным для экстраординарных условий учетом особенностей своей деятельности». Российская практика вполне соответствует мировому опыту. Игорь Чириков, старший научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета Беркли (США), говорит, что в Беркли, как и во многих других американских университетах, преподаватели сами определяли, как продолжать преподавать свой курс и какие изменения в него вносить. «Университет обеспечивал лишь общую рамку оценивания по курсам и минимальную ИТ-инфраструктуру — например, всем преподавателям, а позже и студентам, сделали профессиональные аккаунты в Zoom»,— рассказывает господин Чириков.