Инфраструктура решает все
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выпустила доклад об экономическом развитии Африки за 2023 год, посвятив его роли континента в глобальных цепочках поставок.
Потенциал региона с точки зрения интеграции в глобальные цепочки поставок невероятно велик, считают аналитики ЮНКТАД, что связано со стремлением транснациональных корпораций диверсифицировать свои цепочки поставок, продвигаясь в новые регионы. В случае такой интеграции африканские страны смогут со временем занять место Китая, уверены эксперты. Через 50 лет африканская продукция заменит многое из того, что сегодня производят китайские компании, пишет египетский топ-менеджер Бейзил Эль-Баз в The Financial Times. Для этого существует множество предпосылок — в частности, природные богатства. Достаточно сказать, что в Африке сосредоточено 20% всех мировых запасов редкоземельных металлов. Кроме того, по прогнозам, к 2050 году население континента, около 60% которого сейчас составляет молодежь до 25 лет, достигнет 2,5 млрд человек, а это значит, что здесь будет больше рабочей силы, чем в Китае, причем более молодой, более дешевой и квалифицированной, поскольку в африканских странах уровень образования постоянно растет.
Еще одно преимущество региона — Африканская континентальная зона свободной торговли (AfCFTA). Она облегчает доступ к региональным рынкам и способствует привлечению инвестиций, которые, как считают эксперты ЮНКТАД, жизненно необходимы для ускорения социально-экономического развития континента. AfCFTA была создана в 2018 году 44 африканскими государствами—членами Африканского союза. Впоследствии к ним присоединились еще десять стран континента. По числу участников это вторая в мире зона свободной торговли после Всемирной торговой организации. Страны-участницы занимаются устранением технических барьеров для торговли и унифицируют регулирование в экономической сфере. Эта деятельность плюс гигантский неосвоенный рынок, собственно, и повышают привлекательность инвестиций, которые и так уже поступают в Африку в огромных масштабах. В 2021 году объем прямых иностранных инвестиций в африканские страны составил $83 млрд, увеличившись на 1,1% по сравнению с 2020 годом. По оценкам Всемирного банка, к 2035 году в рамках AfCFTA объем прямых иностранных инвестиций, главным образом частных, вырастет на 111–159%. Лидерами среди инвесторов будут Европа, Азия, США и Латинская Америка.
Крайне важно, пишут эксперты ЮНКТАД, чтобы африканские страны продолжали инвестировать в физическую инфраструктуру, которая в Африке, как правило, отстает, в частности в морские порты, автомобильные и железные дороги. Улучшение транспортной инфраструктуры снижает стоимость логистики в цепочках поставок, повышая доходы Африки от участия в них, подчеркивают специалисты. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), улучшение транспортной инфраструктуры будет способствовать росту ВВП в африканских странах дополнительно на 2,2% в год, отмечают аналитики Brickstone Africa, бизнес-акселератора для инфраструктурных проектов на континенте.