Держу пари, никто, даже коренной римлянин, не ответит, сколько в Риме фонтанов

НаукаИстория

Фонтанные истории Рима

Держу пари, никто, даже коренной римлянин, без гугла не ответит, сколько в Риме фонтанов. Между тем ни один город в мире не может в этом соперничать с Римом: их насчитывается около трех тысяч, хотя на вид он настоящий каменный мешок.

Надежда Чамина, кандидат искусствоведения, PhD,
университет Болоньи

Фото: Shutterstock Premier / Fotodom

Я пил из этого фонтана в ущелье Рима.
Теперь, не замочив кафтана, канаю мимо.

Иосиф Бродский. Пьяцца Маттеи (1981).

Поэт-романтик Перси Биши Шелли считал, что воды Вечного города — одна из главных причин его навестить. Под мощными плитами римских мостовых таится целая текучая вселенная, постоянно прорывающаяся наружу струями монументальных творений Бернини и в ручейках простых питьевых фонтанчиков — назонов (naso — по-итальянски нос), зачастую увенчанных головой Капитолийской волчицы. Пышные, искрящиеся брызгами изваяния — и следом безвестные замшелые чаши или полные влаги саркофаги с полустертой надписью acqua potabile — питьевая вода. Римляне всегда уделяли особенное внимание воде. Древние понастроили многие километры акведуков по всей Европе; оставили после себя гигантские руины терм — как термы Диоклетиана, в которых сегодня разместились и базилика, и сады, и музей.

Но и в папском Риме не охладела любовь к бурлению воды.

До градостроительного переворота Муссолини в 1936 году на площади между Колизеем и римским Форумом, у начала виа Сакра можно было созерцать древнейший фонтан Рима — Мета суданс (потеющая, или сырая отметка), гигантский конус, у которого на состязаниях сворачивали беговые колесницы.

Этот фонтан служил началом и концом (все дороги ведут в Рим) путей, был 17 м высотой и 10 м глубиной. Муссолини, конструируя новую систему площадей, пошел против водной стихии и сравнял фонтан с землей — сегодня на его месте каменный круг.

Каждый из одиннадцати исторических акведуков носил название: или в честь императора-строителя (Аппия, Юлия, Траяна и пр.), или говорящее о качестве воды (Тепула — теплая), или адресовавшее к легенде (Вирго — воды Девы). В сегодняшних фонтанах обязательно плещутся воды древних скважин.

Нашествие готов в VI веке разрушило водопроводную систему, городская жизнь в Средние века деградировала в сравнении с античностью — и главной питьевой и хозяйственной артерией Рима стала река Тибр. Санитарные условия особенно никого не волновали, воду отстаивали в специальных цистернах, продолжая превозносить ее качество, папы не гнушались брать ее с собой в путешествия. В Трастевере и в Сан-Пьетро, за Тибром, текли родники, водоснабжение города было кое-как налажено благодаря частным колодцам и водоносам; тогдашние источники грунтовых вод до сих питают водой дома в центре города.

И все же один древний акведук продолжал функционировать до XVI века — Аква Верджине длиной 20 км: он доставлял воду в центр города еще во времена Августа (I век до н. э.) для снабжения терм близ Пантеона и окружающего района Кампо Марцио. Имя свое акведук получил потому, что источник воды указала солдатам прекрасная дева (лат. «вирго», ит. «верджине» — дева, девственница). В XVI веке акведук завершался фонтаном Треви: тогда общеизвестный туристический монетосборник ничем не отличался от простых столпообразных источников у дорог, чистейшая вода лилась в чашу из трех отверстий («ин тривио», отсюда название — «треви»).

После столетий застоя первыми почувствовали причастность к водному владычеству над городом, естественно, папы: произошло возрождение системы водоснабжения города.

Вот некоторые любопытные экземпляры из тысячной армии водных затей Вечного города.

Деталь фонтана Черепах на площади Маттеи. Фото: Shutterstock Premier / Fotodom

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении