Надо ли людям летать в космос и остаемся ли мы космической державой?

НаукаНаука

Академик Олег Алифанов: Луна, безусловно, должна стать нашим приоритетом

Беседовала Наталия Лескова

Академик Олег Алифанов: «Оптимизм всегда уместен. Думаю, все получится. Надо заниматься наукой в космосе, а не только кино снимать. Понимаю, что первыми снять кино в космосе — звучит заманчиво, но, думаю, не всегда и не во всем надо быть первыми. Главное, чтобы была польза науке и людям. Освоение космоса — дорогостоящее мероприятие. Но не осваивать его нельзя». Фото: Андрей Афанасьев

Как запускали первый искусственный спутник Земли и почему все считали это сенсацией, кроме тех, кто над ним работал; за что чуть не арестовали главного конструктора Василия Мишина и почему будущее за многоразовой техникой; надо ли людям летать в космос и остаемся ли мы космической державой… Об этом разговор с академиком Олегом Алифановым, заведующим кафедрой космических систем и ракетостроения Аэрокосмического института национального исследовательского университета МАИ имени Серго Орджоникидзе.

— Нынешней осенью мы отмечаем сразу два «космических» юбилея: 165 лет со дня рождения основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского и 65 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли. Вы запуск помните?

— Отлично помню. В октябре 1957‑го мне было 16 лет, я заканчивал школу и увлекался радиолюбительством. Сигнал «бип-бип» я поймал своим радиоприемником, а ближе к ночи мы все выходили на улицу, чтобы увидеть летящую в небе «звездочку». Это производило впечатление.

Начало космической эры

— Можно ли сказать, что это определило вашу судьбу?

— Вряд ли. Я всегда был человеком увлекающимся, и с детских лет у меня было много разных хобби. Из самых серьезных — рисование и радиотехника. Меня увлекало и то, и другое. Живописью я занимался довольно серьезно и до десятого класса не знал, куда пойду. В изостудии Дворца пионеров был уникальный преподаватель, звали его Валентин Иванович, очень добрый и одновременно очень требовательный. Помню, как в третьем классе пришел туда с внушительной папкой своих рисунков. Мне тогда казалось, что я уже достиг больших успехов. Валентин Иванович пролистал мои художества, отложил в сторону и говорит: «Ну что ж, начнем учиться рисовать». Это был щелчок по моему самолюбию, но, надо сказать, полезный. С тех пор я там регулярно занимался и действительно многому научился. Но и детекторный приемник в четвертом классе тоже сделал.

— Но в 1958 году вы пришли учиться в МАИ и с тех пор эти стены не покидаете. Были деканом аэрокосмического факультета, много лет заведуете кафедрой… Почему МАИ?

— Мой отец, Михаил Кузьмич, был студентом первого набора МАИ в 1930‑м и потом работал в авиационной промышленности. Конечно, он хотел, чтобы я тоже учился в МАИ. Но сначала я поступал на Физтех. Не получилось. Математику написал на четыре, а вот за физику получил тройку. До сих пор помню задачу: разветвленная электрическая цепь, и надо было найти токи в контурах. Мы в школе ничего подобного не решали. Я написал целое эссе, куда и как побегут электроны. По сути, я выводил закон Кирхгофа, но вывести не сумел. Пошел в МАИ и действительно задержался тут почти на 65 лет.

— Не приходилось жалеть?

— Примерно с третьего курса стало интересно. А первые курсы, помню, как‑то не очень. Я всегда хотел больше конкретики в приложениях того или иного раздела математики, физики. Нам, например, математику читали как‑то совсем абстрактно, а хотелось уже тогда иметь хотя бы отдаленные представления, зачем нам нужен тот или иной ее раздел. Помня этот свой опыт, всегда советую преподавателям математики: обязательно говорите студентам, где это может им пригодиться, имейте соответствующие постановки контрольных задач по курсу. В частности, наша кафедра в свое время совместно с преподавателями математического анализа разработала постановки задач, которые могут встретиться выпускникам в их будущей работе. Мотивация для студента — очень важная вещь. А просто вычислять интегралы, брать производные — это скучно.

— Олег Михайлович, спутник запустили сразу после столетия Циолковского. Это специально так подгадали?

— Думаю, мало кто отдавал себе в этом отчет. Впервые о том, как это было, рассказал на Международном астронавтическом конгрессе в 1997 году мой учитель Василий Мишин, который сменил Сергея Королева на посту главного конструктора. Эта информация была строго засекречена. Василий Павлович был человеком исключительно честным, и когда его об этом спросили, ответил: «Ну что ж, придется рассказать». Он был первым замом Королева по научно-технической деятельности в ОКБ‑1, и ему также была поручена разработка боевых ракет, начиная от Р‑1 до Р‑7 и первой твердотопливной ракеты. А сам Сергей Павлович всегда был, если так можно сказать, «заточен» на освоение космоса. Его в первую очередь интересовало все, что с этим связано. Мой отец во время войны работал с ним в Омске на заводе Туполева и рассказывал мне, что даже в то время Королев мечтал о полетах в космос.

Так вот, когда дело дошло до межконтинентальной ракеты, «семерки», стало ясно, что ее можно использовать для вывода на орбиту искусственного спутника, которые тогда уже начали разрабатываться в ОКБ‑1.

Но вначале надо было довести ракету до ее основного предназначения. Ее отделяющиеся головные части во время летных испытаний не выдерживали нагрева при спуске в атмосфере и разваливались. Тогда еще не умели делать эффективную тепловую защиту. Летные испытания были временно остановлены.

Для решения проблемы была создана специальная группа молодых ученых под руководством академика Георгия Петрова. Они с этой задачей успешно справились. А пока проблема решалась, Сергей Павлович обратился в правительство с предложением использовать уже готовую ракету для вывода на орбиту искусственного спутника. Поначалу идея вызвала недоверие, но когда Хрущеву все объяснили, он дал добро.

Срочно был изготовлен ПС‑1: под таким кодовым названием появился на свет первый «простейший спутник». Люди, которые его изготовили и запустили в космос, даже не представляли, какой это вызовет фурор во всем мире. Василий Павлович рассказывал, что, придя на работу на следующий день, к своему удивлению, увидел, что его рабочий стол завален вырезками из зарубежных газет, кричащих об открытии Советским Союзом космической эры.

Фото: Андрей Афанасьев

Решение некорректных задач

— Олег Михайлович, впоследствии теплозащита совершенствовалась и вы здесь сыграли немалую роль. Вас даже называют создателем целой научной школы. О чем идет речь?

— Еще учась в институте, я увлекся вопросами спуска в атмосфере пилотируемых крылатых космических аппаратов. У меня и диплом был на эту тему. Тогда это была совершенно новая тематика, никакой литературы на эту тему не существовало, все засекречено. На Кузнецком Мосту находилась Государственная научно-техническая библиотека, и там можно было найти некоторые американские данные на английском языке. Там я почти что поселился, изучая эти материалы. Надо и баллистику посчитать, и аэродинамику, и тепловые режимы. Именно тепловым проектированием и тепловой защитой космических аппаратов я и хотел заниматься, оставшись на кафедре.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов

Хочешь, чтобы ногти росли быстрее и выглядели здоровыми?

VOICE
«Мы в любом случае настроены на собственное производство» «Мы в любом случае настроены на собственное производство»

Текстильная компания «Нордтекс» решила вернуть прядильное производство в Россию

Эксперт
Гениальный самозванец Гениальный самозванец

Рассказ Елены Соломенцевой

Новый очаг
«Величайший португалец» «Величайший португалец»

Хозяином Португалии был Антониу Салазар, а его богом была Стабильность

Дилетант
Неприметный шедевр Неприметный шедевр

Именно к этому полотну посетители Лувра чаще всего поворачиваются спиной

Дилетант
Пьет значит любит Пьет значит любит

События 20-х годов XXI века заставили многих искать успокоения в стакане

Men Today
Жестокий роман: как алгоритмы соцсетей пропускают неприемлемый контент Жестокий роман: как алгоритмы соцсетей пропускают неприемлемый контент

Как рекламные объявления нарушают политику соцсетей

Forbes
Как выбрать посудомоечную машину и не стоять у раковины каждый день Как выбрать посудомоечную машину и не стоять у раковины каждый день

Надоело решать, кто в семье моет посуду? Купите уже посудомоечную машину!

CHIP
«Одолеть дементора»: можно ли вылечиться от депрессии раз и навсегда? «Одолеть дементора»: можно ли вылечиться от депрессии раз и навсегда?

Реально ли полностью вылечиться от депрессии и избежать обострений в будущем?

Psychologies
5 книг, которые помогут заботиться о своем здоровье 5 книг, которые помогут заботиться о своем здоровье

Не поддаемся панике и надеваем маску сначала на себя

Maxim
«Что пошло не так?» История матери, которая все делала по правилам «Что пошло не так?» История матери, которая все делала по правилам

Что будет, если воспитать ребенка по всем правилам?

СНОБ
Религия, алкоголь и наркотики: почему люди с пограничным расстройством ищут себя в них Религия, алкоголь и наркотики: почему люди с пограничным расстройством ищут себя в них

Отрывок из книги «Мы живем на Сатурне» о людях с пограничным расстройством

Psychologies
Что на самом деле означает переживать кризис среднего возраста и как его преодолеть Что на самом деле означает переживать кризис среднего возраста и как его преодолеть

Чувство потерянности, бесцельности и опустошения?

ТехИнсайдер
Наука на службе войны Наука на службе войны

Сьюзан Линди рассказывает историю развития науки, занятой разработкой оружия

Эксперт
Хагрид, Джон Китинг и другие: редакция Psychologies — о лучших экранных учителях Хагрид, Джон Китинг и другие: редакция Psychologies — о лучших экранных учителях

Редакторы Psychologies рассказывают о своих любимых экранных педагогах

Psychologies
Расстрел Петроградской церкви Расстрел Петроградской церкви

100 лет с момента расстрела четырех фигурантов «петроградского процесса»

Наука
Анна Ардова: «Жизнь может начаться в любой момент, когда ты готов ее начать!» Анна Ардова: «Жизнь может начаться в любой момент, когда ты готов ее начать!»

Анна Ардова – о секретах красоты, молодости и оптимизма

Здоровье
5 древнейших цивилизаций, которые загадочно исчезли: от майя до скандинавских поселенцев 5 древнейших цивилизаций, которые загадочно исчезли: от майя до скандинавских поселенцев

Перед вами цивилизации, которые оставили археологам массу загадок

ТехИнсайдер
Без паники. Как справиться с тревожностью и упадническим настроением Без паники. Как справиться с тревожностью и упадническим настроением

Что такое упадническое состояние, а главное, как от него избавиться

Лиза
Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT

Делимся знаниями, без которых в мире коллекционирования не обойтись

РБК
«Мечтаю о том, чтобы сесть в поезд и ехать, ехать...» «Мечтаю о том, чтобы сесть в поезд и ехать, ехать...»

О дружеских отношениях писателя Михаила Булгакова и актёра Григория Конского

Полка
Киберспорт-мобайл. Какие мобильные игры пробились в мир «большого спорта» Киберспорт-мобайл. Какие мобильные игры пробились в мир «большого спорта»

Во что поиграть, чтобы стать чемпионом?

Цифровой океан
Когда кран в хороших руках Когда кран в хороших руках

Как российские производители трубопроводной арматуры потеснили конкурентов

Эксперт
Деструктивные отношения: почему так трудно уйти? Деструктивные отношения: почему так трудно уйти?

Почему разрыв «токсичного» союза не всегда самый очевидный выход

Psychologies
7 фильмов, на съемках которых издевались над массовкой 7 фильмов, на съемках которых издевались над массовкой

Иногда статистам приходится проходить буквально через огонь и воду

Maxim
Зеленый — новый черный Зеленый — новый черный

Куда заводят мечты об экологичном транспорте?

Men Today
Хитрости для дома с зубной щеткой: эти лайфхаки от китайских мастеров пригодятся каждому Хитрости для дома с зубной щеткой: эти лайфхаки от китайских мастеров пригодятся каждому

Ремонт станет проще, а нервы целее, если воспользоваться этими советами

ТехИнсайдер
Ядерный взрыв: что нужно знать об оружии массового поражения и как спастить от удара Ядерный взрыв: что нужно знать об оружии массового поражения и как спастить от удара

Что необходимо знать об оружии массового поражения и как защититься от его удара

ТехИнсайдер
Какими грибами опасно закусывать алкоголь? Какими грибами опасно закусывать алкоголь?

Коприновый синдром — что это такое и причем тут грибы?

Maxim
Открыть в приложении