Наука или индустрия: как сделать правильный выбор
Что мотивирует людей совмещать работу в ИТ и преподавание? Мы поговорили с разработчиками, которые преподают на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ о том, как они готовятся к парам, что думают о своих студентах и как начали преподавать.
Владимир Фолунин, приглашенный преподаватель Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ
Я занимаюсь разработкой в Яндекс.Картах. Наша задача — сделать так, чтобы на карте быстро появлялась актуальная информация о различных организациях, а их поиск был удобным и безошибочным. Кроме того, я веду занятия на факультете компьютерных наук ВШЭ.
Почти десять лет назад, когда я учился на третьем курсе университета, руководство факультета предложило мне организовать университетский кружок по подготовке талантливых школьников к олимпиадам. После этого я вёл занятия для школьников в различных организациях дополнительного образования, работал в СПО (среднее профессиональное образование), а после окончания магистратуры несколько лет преподавал в родном университете.
После переезда в Москву мне предложили поработать со студентами. Дисциплины, которые я вёл тогда и веду сейчас — это программирование на языках C++ и Python, а также алгоритмы и структуры данных. Какого-то официального «обучения обучению» у меня не было, если не считать аспирантский курс психологии и педагогики. Чтобы быть в теме, я старался не пропускать релевантные онлайн-курсы от российских и иностранных университетов. Это давало мне возможность «познакомиться» с большим количеством преподавателей и подметить интересные практики — ведь каждый преподаватель транслирует то, как он учился сам, перенимая стиль у собственных учителей.
Подготовка к парам, безусловно, важна. Даже когда кажется, что материал занятия мне отлично знаком, я всё равно стараюсь составить план: в каком порядке и о чем я буду рассказывать, какие задачи буду использовать, чтобы продемонстрировать пользу от новых умений. Иногда перед занятием бывает полезно в экспресс-режиме с нуля написать код и решить выбранные задачи: это позволяет избежать досадной ситуации, когда преподаватель упустил какую-то важную мелочь, и её поиски сбивают ритм всего занятия.
Как правило, среди современных студентов на направлениях, связанных с программированием, довольно много целеустремлённых и сознательных людей — уже в школьные годы они вложили в выбор специальности много времени и усилий. Это вызывает уважение.