От чего зависит пение птиц?

Наука и жизньНаука

Загадочные песни тусклой пеночки

Татьяна Зимина

Самец Phylloscopus humei, услышав фонограмму пения другого самца, воспринимает глиняную модель, расположенную рядом с динамиком, как «вторгшегося чужака» и отвечает характерными позывками, а иногда атакует модель. На фото зафиксированы некоторые агрессивные реакции: a — удары в голову клювом; b — удары лапами; c — удар клювом в глаз; d — зависание в воздухе напротив модели.

Многие виды птиц помнят и периодически воспроизводят десятки и даже сотни типов песен. Правда, в большинстве случаев разные типы песен имеют одинаковое назначение (или, как говорят специалисты, функционально не различаются), хотя считается, что изменчивость пения может играть определённую роль в коммуникации, то есть в общении между птицами. Ведь пение бывает по-разному организовано. В зависимости от этой организации смысл вокала может меняться.

Есть птицы, у которых известны только два режима пения. Первый из них представляет собой последовательное повторение одного и того же типа песни — песни типа I. Второй режим более сложный, он включает несколько чередующихся типов песен — их называют песнями типа II. Эти два режима отличаются и тем, как организовано пение: то ли это монотонное повторение одного типа песни, то ли вокал более разнообразный. Но что важнее для общения птиц — структура песен или организация вокала?

Самые певчие из птиц — воробьинообразные, к которым относится и главный певец Евразии — соловей. Кстати, более всего исследований проводится именно на воробьиных. В их числе — тусклая пеночка, латинское название которой Phylloscopus humei, а ещё у неё есть другие имена: тусклая зарничка и горная зарничка. Последнее название не случайно: эти пернатые гнездятся в горных лесах — лиственных и разреженных хвойных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении