В оформлении книг издавна использовали пёструю бумагу ручной выделки

Наука и жизньИстория

Школа мраморирования, или Танцующий завиток

Доктор педагогических наук Юлия Щербинина

Мраморщики за работой; инструменты и приспособления для мраморирования бумаги. Гравюры из Энциклопедии Дени Дидро и Жана Лерона д’Аламбера. 1767 год.

В оформлении книг издавна использовали пёструю бумагу ручной выделки. Называется она мраморной из-за внешнего сходства с этим камнем. От английского слова marble (мрамор) происходит современное название процесса её изготовления — марблинг. Первое марблинговое производство было основано в Венеции в XVI столетии. Считается, что в Европу это искусство пришло с Востока.

Поднос и инструменты для мраморирования бумаги. Из книги Джозефа Уильяма Зенсдорфа «Искусство переплёта: практический трактат». Англия, 1890 год.

Секреты ремесла

Один из старинных методов создания мраморной бумаги — вливание красок на основу (грунт): вязкую студенистую массу, полученную из красных морских водорослей, произрастающих у берегов Ирландии. Этим веществом, которое называется каррагинан, заполняли неглубокий цинковый лоток размером чуть больше формата бумажного листа. Подготовительный этап кипячения водорослей для получения студенистой массы был длительным и сопровождался неприятным запахом. Современные мастера-марблеры уже не вываривают водоросли, а используют готовый каррагинан либо альгинат натрия.

Эверт Кольер. Натюрморт с книгами, рукописями и черепом. 1663 год.

Следующий этап работы требовал внимательности и сноровки — на грунт одну за другой напрыскивали или накапывали (в зависимости от задуманного рисунка) краски, которые при соблюдении технологии должны были плавать на поверхности. Марблеры работали кисточками из конского волоса и венчиками из кукурузной соломы. Каждая последующая краска должна была «разбивать» предыдущую так, чтобы оставались прожилки цвета. После этого на краски наносили острой палочкой поперечные линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Затем брали специальные грабельки или картонный гребень со вставленными внутрь зубцов иглами и с их помощью изменяли красочный рисунок. Округлые линии создавали медленными движениями, прямые и ломаные — быстрыми. Сейчас используют особые кисти и пипетки, а также специальные краски для мраморирования. Они похожи на акварельные, но отличаются от них по составу.

Эверт Кольер. Натюрморт-обманка. Около 1690 года.

Далее делали оттиск на бумаге, накладывая её на получившийся рисунок. Затем лист вешали на просушку. При общем сходстве расцветок и узоров каждый лист получался уникальным, поскольку в точности воспроизвести красочный рисунок невозможно.

В Японии с древних времён сохранился способ изготовления мраморной бумаги, который называется суминагаси («плавающая тушь»), — заполнение лотка водой и нанесение на её поверхность цветных чернил. Чтобы чернила оставались на плаву, в воду добавляли бычью желчь, в которой содержатся поверхностно-активные вещества. Когда поверхность воды полностью покрывалась концентрическими кругами чернил разных цветов, на них осторожно дули через соломинку для создания замысловатых узоров. Иногда вместо соломинки использовали веер или человеческий волос. Бумагу суминагаси применяли в искусстве каллиграфии и в книжном деле для оформления поэтических сборников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении