По следам Виллема Баренца
Впервые я оказался на Новой Земле в 1994 году и в общей сложности провёл там пять экспедиционных сезонов в составе комплексной экспедиции Научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. Это было время интереснейшей работы и незабываемых впечатлений. На гидрографических судах мы обошли весь архипелаг, побывали в самой северной и в самой южной его точках. На вездеходах совершили 1000-километровый круговой маршрут по Южному острову, видели моржовые лежбища и птичьи базары на Оранских островах, льды в проливе Маточкин Шар и многометровой толщины языки ледников в Русской Гавани. Мы изучали природные комплексы островов, а ещё искали могилу знаменитого командора Виллема Баренца, который вместе с другими голландскими мореплавателями открыл Новую Землю в конце XVI века.
История освоения островов
Согласно преданиям, ещё в ХII—ХIII веках архипелаг посещали русские зверобои из Поморья и низовий Печоры. На Новой Земле располагались их промысловые угодья, за что в старину её называли «Маточкой», подчёркивая тем самым, что эти острова их основная кормилица. Увы, истории не известно ни одного документа, упоминающего об отважных первооткрывателях архипелага. Легенды о былых промысловых экспедициях сохранились лишь в устном творчестве поморов.
Географическое открытие Новой Земли, подтверждённое картами, дневниковыми документами и написанными позже красочными гравюрами, совершили голландские моряки в ходе трёх экспедиций 1594, 1595 и 1596— 1597 годов, возглавляемых выдающимся мореплавателем Виллемом Баренцом (1550—1597). Главной целью этих походов было стремление проложить торговый путь в страны Юго-Восточной Азии через арктические моря.
Во второй половине XVI века Нидерланды (Голландия), освободившись от испанского владычества, стали независимым государством и постепенно заняли одно из первых мест среди ведущих морских держав. Молодая федеративная республика стремилась установить надёжные торговые связи с Китаем и Индией, богатыми пряностями, шелками, чаем, благовониями, товарами местных ремесленников, слоновой костью, золотом, драгоценными камнями. Добраться туда через Атлантический, Тихий и Индийский океаны голландцы не могли — все морские пути были в руках англичан, португальцев и испанцев, грабивших торговые суда. Правительство Нидерландов при поддержке богатых купцов решило искать другой путь — через Север Европы и Азии по ледовым морям. Совместными усилиями они собрали достаточную сумму, чтобы снарядить первую арктическую экспедицию.
Весной 1594 года в плавание отправились четыре корабля — «Лебедь» из Зееланда, «Меркурий» из Энкхёйзена, «Посланник» и небольшая яхта из Амстердама. Экспедицию возглавляли адмиралы флота Корнелис Нэй, Брант Эйсбранц и шкипер Виллем Баренц, которого впоследствии мореплаватели назвали «храбрейшим из голландцев и шкипером эпохи».
Обогнув Скандинавский полуостров, суда разошлись по разным маршрутам. «Лебедь» и «Посланник» поплыли к проливу Югорский Шар, но, дойдя до пролива, столкнулись со сплошными льдами и повернули назад. «Меркурий» же, ведомый шкипером Виллемом Баренцом, направился в сторону Новой Земли и к июлю достиг северной оконечности архипелага. На широте около 76о они открыли остров, названный ими островом Вильгельма. Здесь произошла их первая встреча с белым медведем. Раньше европейцы видели только бурых медведей, а тут такой же, но белый! Моряки решили поймать его и отвезти в Амстердам, чтобы показать правителю страны принцу Морицу Оранскому и жителям города.
Охота на диковинного зверя чуть было не закончилась для моряков трагически. Летописцы голландских экспедиций в Арктику Геррит де Веер и Ян Гюйген ван Линсхотен зафиксировали это событие в подробностях. Зверя хотели поймать петлёй, но хищник длиной почти три метра оказался проворным и поплыл. Тогда моряки выстрелили в него. Тем не менее раненый зверь показал силу, «небывалую ни у льва, ни у другого дикого зверя: простреленный пулей, он всё же встал и, прыгнув в воду, поплыл; моряки, усиленно гребя вёслами, преследовали его...» Но медведь оказался настолько силён, что взять его живым не было никакой возможности. Охотники сочли за счастье довольствоваться его шкурой.
13 июля судно Баренца поднялось до широты 77о30´. Здесь море было почти полностью сковано льдами, но кое-где удавалось найти небольшие разводья, и судно медленно шло на восток. 31 июля корабль подошёл к группе неизвестных небольших островов, которые в честь правителя страны назвали Оранскими.
На вновь открытых островах взору голландцев предстало новое «диво» — по песку под лучами неяркого арктического солнца катались огромные морские звери с двумя клыками. Вот что написал о них Геррит де Веер: «Эти морские чудовища гораздо больше быков, живут в море, кожу имеют наподобие тюленей, с коротким волосом, пасть их подобна львиной; они держатся по большей части на льду, имеют четыре лапы и лишены ушей… Если промышленники случайно застанут их на ледяных глыбах с детёнышами, то моржи бросают их в воду, потом спрыгивают в воду сами, подхватывают детёнышей лапами и, то погружаясь, то всплывая, ускользают… Именно морж чуть не вонзил зубы в корму лодки, стремясь притянуть её к себе, но наши подняли крик, и он в испуге удалился, подхватив опять своих детёнышей…»
Оранские острова стали самой северной точкой, куда добралась первая экспедиция. Плыть дальше моряки отказались, и суда двинулись вдоль западного берега архипелага на юг. Последний залив Южного острова, куда заходил «Меркурий», был назван бухтой Цветов (на современных картах — это залив Чёрный). На побережье голландцы впервые обнаружили следы пребывания русских. Недалеко от берега они увидели крест и три избы. Это было промысловое становище. Осматривая его, моряки нашли разрушенную лóдью, несколько захоронений и тщательно спрятанные шесть мешков муки. Так на карте архипелага появился мыс Мучной.
На обратном пути команда Баренца обследовала около 300 км побережья Новой Земли, затем суда экспедиции встретились и вместе отправились в Амстердам. Близ побережья острова Вайгач экипажи судов увидели кита. Животное было относительно небольшое, всего 34 фута. Помятуя рассказы промысловиков с Печоры о том, как те ловили китов, голландцы устроили на него охоту — загнали на мелководье и убили гарпунами. По примеру русских моряки натопили из туши кита 20 бочек жира и убедились, что китоловство в Арктике не только возможное, но и очень выгодное занятие.
В следующем, 1595 году голландцы отправили в Арктику вторую экспедицию, которую снаряжали с большим размахом; на сей раз флотилия состояла из семи судов. Но удача отвернулась от мореплавателей. На пути вдоль Скандинавии корабли Баренца и ван Линсхотена столкнулись, и четверо моряков утонули. Вскоре по неизвестной причине погибла ещё часть команды. Несколько раз экипажи подвергались нападениям белых медведей. В районе Югорского Шара льды стали сплошными и непроходимыми, паруса замёрзли. 15 сентября флотилия была вынуждена повернуть назад.
Неудачная экспедиция 1595 года разочаровала голландских купцов и правительство, которые рассчитывали на успех. Они отказались поддерживать дальнейшие поиски морского пути в Юго-Восточную Азию с севера вокруг Евразии. Для третьего, последнего, плавания удалось собрать гораздо меньшую сумму, которой хватило на оснащение всего двух кораблей. Одним из судов, где штурманом был Виллем Баренц, командовал капитан Якоб ван Гемскерк, другим — Ян Корнелиус Рейп, однако фактическим руководителем экспедиции стал Баренц. Экипаж ведомого им судна состоял из 17 человек. Именно они впоследствии вошли в историю Арктики как первые зимовщики.