О чём пишут научно-популярные журналы мира
Пора сажать леса
Всем известно, что лес — источник стройматериалов, топлива, ягод, грибов, кислорода и даже телесного и душевного здоровья человека. Неужели не ясно, что надо расширять площадь лесов на планете? Именно этим вопросом задались экологи и экономисты из США, Нидерландов и Бразилии. И пришли к выводу: растить леса надо, но с умом.
Многочисленные общественные и правительственные организации по всему миру ведут обширные программы лесонасаждения, в сумме рассчитанные на миллиарды и даже триллионы саженцев. Однако они не всегда хорошо продуманы. К примеру, высадка леса на так называемом Лёссовом плато (обширная часть бассейна реки Хуанхэ в Китае) с его высокоплодородными почвами уменьшила запасы воды, доступные для сельского хозяйства, и на 24% сократила площадь пахотных земель. Одновременно здесь на 7% сократились естественные леса. То есть результат оказался прямо противоположным замыслу.
Во многих странах политической воли хватает на организацию запланированных посадок, но не на то, чтобы проследить за их судьбой. Так, на Шри-Ланке после разрушительного цунами 2004 года по-тратили около 13 млн долларов на высадку деревьев, но выборочные проверки через пять лет показали, что во многих местах выживаемость деревьев составила менее 10% из-за плохого планирования и отсутствия ухода за сеянцами.
Распространение лесов, конечно, влечёт за собой положительные последствия. По оценкам специалистов, если бы мы могли насадить леса везде, где человек не использует землю под другие цели (промышленность, горное дело, дороги, строительство и так далее), содержание СО2 в воздухе сократилось бы на 25% — до показателя, который в последний раз отмечался в начале XX века. В глобальных выбросах СО2 (последние данные относятся к 2018 году) лидировали Китай (28%), США (15%), страны Европейского сообщества (9%) и Индия (7%). Разумеется, нашествие коронавируса сильно отразится на данных за 2020 год, так как сокращаются выбросы промышленности и транспорта.
Площади на Земле, где мог бы расти лес, составляют 0,9 млрд га, что немногим меньше площади США. Более половины из этого глобального потенциала восстановления лесов приходится на шесть стран: Россию, США, Канаду, Австралию, Бразилию и Китай. Если бы на всех подходящих землях только в этих шести странах возродились леса, из атмосферы, по некоторым оценкам, удалось бы извлечь 200 гигатонн углерода и «запереть» его в древесине.
Но деревья влияют на климат далеко не только поглощением углекислого газа. Они смягчают потепление, земля под лесом греется слабее, чем на открытых участках. В лесу всегда прохладнее, чем на солнцепёке. Этот эффект особенно выражен в тропиках. Кроме того, летучие молекулы, выделяемые листьями и хвоей в воздух, способствуют конденсации влаги и выпадению дождя.
В 2011 году Германия выдвинула глобальный проект восстановления 350 млн га лесных территорий к 2030 году. Пока около полусотни стран решили участвовать в этом проекте. Но примерно десятая часть из них просто не имеет достаточно площадей для леса, а деревья, посаженные в неподходящих для них местах, могут вредить местным экосистемам, уменьшать биоразнообразие, истощать подземные воды и увеличивать вероятность пожаров. Япония и Ирландия уже испытывают последствия плохо продуманных операций по высадке деревьев. Особенно крупные ошибки — выбор всего одного-двух видов деревьев для широких посадок.
Но, если мы решим заняться распространением лесов, то начинать следует поскорее. Не успеем провести эту масштабную операцию к 2050 году — площади, на которых будет способен восстановиться лес, из-за глобального потепления сократятся на 223 млн га. И, кроме того, географы из университета Делавера (США) предсказывают, что к 2100 году городская застройка займёт ещё около 1,6 млн км