Новая домашняя подъемная машина
«Наука и жизнь» № 2, 1890 год.
Подниматься на верхние этажи многоэтажных домов составляет истинное мучение для квартирантов, особенно же страдающих одышкой. По необходимости, между тем, многим приходится брать квартиры именно в верхних этажах, даже помимо дороговизны нижних. Так напр., фотографы должны иметь много света в своих помещениях, а потому на больших улицах столиц им поневоле приходится брать квартиры в верхних этажах или же переезжать в глухие улицы, где работы не будет. Поэтому во всех подобных заведениях, а также и в больших гостиницах, устраиваются подъемные машины, вид коих всем известен. Эти машины требуют многих приспособлений и имеют много других неудобств. Поэтому обращает на себя внимание новая оригинальная машина, которая была выставлена в машинной галерее на последней Парижской выставке. Особенности этой машины следующие. Устройство ее очень дешево и просто, так как не требуется никаких капитальных переделок в обычных лестницах; она не занимает много места; сила, потребная для приведения ее в движение, весьма не велика. Вот главные ее части.
К столбикам лестницы прикрепляются две железные полосы, в данном случае заменяющие рельсы. Понятно, что эти полосы везде должны идти на одинаковом расстоянии друг от друга. Это путь подъемной машины.
Вместо обычной люльки-корзины устраивается маленькая платформа, на которой мог бы стоять один человек. Эта платформа в вертикальной части имеет приспособление для колес, которые катятся по пути. Так как вся платформа на весу, то по верхнему рельсу идут два колеса (ролики); одно служит для движения платформы, а другое, укрепленное перпендикулярно к первому, препятствует платформе откидываться назад. Все эти части легко разобрать на прилагаемом рисунке.
Платформы соединяются простыми, или проволочными канатами, или цепями, с двигателем, который может быть ручной, гидравлический, электрический, — смотря по желанию. В России, конечно, трудно думать об электрическом двигателе, или о гидравлическом, так как даже в столицах пользование электричеством весьма мало распространено. Поневоле придется сделать ручной привод; впрочем, в каждом отдельном случае этот вопрос должен быть предоставлен на решение инженера.
Самое устройство машины настолько просто, что ее может сделать даже слесарь. Конечно, благоразумнее поручить это дело инженеру, или архитектору.
Как кажется, такое приспособление было бы далеко не бесполезно для больших, многоэтажных гостиниц. Оно вызвало бы лишь один расход на содержание рабочего, но это очень не дорого. А квартирантам это было бы весьма удобно и приятно.
Вообще нельзя не пожалеть, что всякие новинки в России, особенно же в Москве, прививаются довольно туго, хотя выгода их очевидна. Нам известно, напр., несколько случаев, что из «Кокоревской» гостиницы (у Москворецкого моста) многие съезжали именно из-за отсутствия подъемной машины; чтобы подняться на верхний этаж, и здоровому надо отдохнуть по пути, каково же взбираться сюда больному? Строя большие дома, хозяева неизбежно должны принимать в соображение это обстоятельство.