Львиную долю экспозиции МАКС–2021 заняли беспилотные летательные аппараты

Наука и жизньHi-Tech

МАКС–2021: Наступление беспилотников

Материал подготовила Татьяна Зимина

«Гелиос-РЛД», беспилотный летательный аппарат радиолокационного дозора (компания «Кронштадт»), встречает гостей МАКС–2021.

20—25 июля 2021 года в Жуковском состоялся XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021. Традиционно участники представили на выставке новые летательные аппараты, спутники, ракетно-космическую технику, материалы и приборы для авиационной и космической отраслей. Но в отличие от прошлых лет внушительную долю экспозиции Московского авиасалона в этом году заняли беспилотные летательные аппараты, большие и малые, разного назначения — разработки крупных компаний, небольших фирм, вузов. Беспилотникам посвятили и две конференции: «Беспилотная авиация в государственном секторе: настоящее и будущее» и «Геоинформационное обеспечение аэромобильности».

Название первой конференции недвусмысленно говорит об интересе разных государственных структур к этому виду авиационной техники. И действительно, мероприятие собрало представителей МЧС России, Министерства сельского хозяйства, Роскартографии, Рослесхоза, Почты России и др. Ведь беспилотные летательные аппараты тушат пожары, распыляют удобрения, производят аэрофотосъёмку местности, строят 3D-планы зданий, сооружений, цифровые модели рельефа, мониторят нефте- и газо-проводы, собирают информацию о развитии растений в период вегетации.

Быстрое наращивание парка беспилотных летательных аппаратов понятно. Часто в решении многих задач они обладают преимуществами перед пилотируемой авиатехникой или же спутниками. Например, с их помощью можно быстро обнаружить возгорание в лесах и точно определить место пожара, а значит, быстро организовать тушение и уменьшить площадь бедствия. Особенно они полезны при возгораниях на удалённых и труднодоступных территориях, куда не долетят вертолёты. Рослесхоз, оценивший преимущества беспилотников, планирует к 2024 году включить в лесопожарные формирования страны 2000 комплексов беспилотных воздушных систем малых классов. (В 2020 году, по данным ведомства, их число не превышало 200.) При этом их функции не ограничиваются защитой лесов от пожаров. Беспилотники используются и для учёта лесного фонда, и для его защиты и воспроизводства.

Беспилотный лёгкий летательный аппарат вертолётного типа БАС-200 (разработчик — холдинг «Вертолёты России») стал первым беспилотным участником лётной программы в истории авиасалона. Предполагается, что он будет возить почту. Максимальная взлётная масса аппарата — 200 кг, в воздухе он сможет находиться до четырёх часов и нести до 50 кг груза. Дальность БАС-200 — 400 км, а максимальная скорость — до 160 км/ч. Полёт возможен на высотах до 3900 м. Наземный комплекс управления обеспечивает связь с беспилотником на дальности до 100 км.

Беспилотные летательные аппараты могут взлетать и садиться вертикально, уверенно летать на малых скоростях, нести разную полезную нагрузку (лазерные сканеры, видео- и фотоаппаратуру, капсулы с химикатами и т. д.), и все эти их возможности уже используют в сельском хозяйстве. Ведь, например, обработка полей с воздуха, контроль выполнения технологических операций требуют высокой точности полёта на сверхмалых скоростях и высотах.

Комплекс Supercam X6M2 может использоваться для картографирования, поиска, обнаружения и слежения за разными объектами в режиме реального времени, контроля чрезвычайных ситуаций и оповещения населения. За один полёт на высоте 150 м комплекс способен отснять до 20 км2 территории. При нормальных погодных условиях может выполнять до трёх полётов в день, что даёт возможность отснять до 60 км2.

В нефтегазовой отрасли беспилотные летательные аппараты постепенно вытесняют другую технику для мониторинга нефтяных и газовых труб, пролегающих большей частью в удалённых районах, включая Арктический. Оценка технического состояния трубопроводов, поиск врезок, утечек и определение размера разливов, инвентаризация объектов инфраструктуры, уточнение границ охранной зоны, выявление несанкционированной деятельности в охранной зоне — всё это теперь возлагается и на беспилотники. Их преимущества — оперативность получения актуальной информации и, как следствие, эффективное планирование работ. В своей деятельности их используют уже многие российские нефтяные и газовые компании.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении