Фантастическая повесть

Наука и жизньКультура

Издалека

Андрей Столяров

Иллюстрация Майи Медведевой

История открытия Московы — это история Элла Карао, история человека, который превратил миф в реальность. Иногда такое случается. Прошлое вдруг оживает и становится ярче настоящего. С Эллом Карао это произошло в четырнадцать лет. Однако прежде чем перейти к рассказу о его жизни, которая сама похожа на миф, скажем несколько слов о месте, где он появился на свет.

Остров Рабануи — самый северный из островов Океании. От остальных земель метрополии он отделён барьером рифов шириной почти в пять сакелей. Верхушки некоторых рифов видны, но большинство зазубренных каменных пиков скрыто неглубоко под водой. Ни на одной лодке, даже с самой мелкой осадкой, это препятствие не преодолеть. Рифы охватывают Рабануи широкой дугой. Чтобы попасть на остров, нужно сначала плыть далеко на север, а потом осторожно, промеривая глубины, возвращаться на юг. Поэтому корабли на Рабануи практически не заходят. Ну, а в период весенних и осенних штормов, когда на три человеческих роста вздымаются к небу зелёные горы воды, он вообще становится недосягаемым.

Жизнь здесь медлительна и однообразна. Женщины в час отлива собирают на обнажившемся дне моллюсков и съедобные водоросли, покрывающие литораль, ухаживают за рощей хлебных деревьев, плоды которых делят на всех. Мужчины выходят в море и затем вялят на солнце туши разделанных рыб. Хижины строят из плавника, который собирают на берегу. Квохчут редкие куры, ворочаются в пыли тощие свиньи.

На площади, как положено, возвышается небольшой зиккурат, — башня, сложенная из плоских камней. В полдень свободного от работы дня, каковым в Океании является каждый восьмой, на него поднимается староста, он же и жрец, и возносит молитвы Великому Тангулагу о мире и благополучии. Зиккурат невысокий, всего три микеля, и потому, вероятно, молитвы неба не достигают.

По праздникам — их четыре в году — варят хмельной напиток из горьких земляных огурцов и затем поют песни, прославляющие местного бога Мурмока. Староста закрывает на это глаза.

Элл Карао ничем не отличается от своих сверстников. Разве что несколько энергичней и сообразительней. К этому его вынуждает жизнь. Ещё в восьмилетнем возрасте он потерял отца — сезон штормов наступил в тот год раньше обычного. Работать Эллу приходится больше других: в семье, помимо него, два младших брата и крохотная сестра. Поэтому он внимательнее других. Заметив, что моллюски предпочитают лепиться в расщелинах, Элл делает из ветвей хлебного дерева нечто вроде метлы и устанавливает её на северной оконечности острова. Деревенские сюда практически не заходят: каменистый склон тут слишком круто обрывается в глубину. Когда через две недели Элл вытаскивает расщеперенную метлу, она черна от прилепившихся к ней выпуклых раковин. Втрое больше, чем он мог бы собрать на прибрежной полосе отлива. Этим открытием он делится только с другом Пако — семья того так бедна, что не имеет даже фамилии, и ещё с девочкой по имени Мимилао — они дружат много лет. Конечно, статус лао заметно выше, чем статус рао, простых потомственных рыбаков, но остров маленький, жизнь у всех одинаковая — кастовые различия часто стираются сами собой.

Так бы он, наверно, и жил, незаметно взрослея, переходя из одного года в другой, но вдруг в неторопливом течении жизни сверкнула судьба. Однажды, в конце сезона штормов, пробираясь на северный мыс, чтобы собрать очередной урожай, Элл видит, что кривоватый замшир, с древних времён возвышавшийся над тропой, вывернут с корнем — не устоял, по-видимому, от напора ветров. И под торчащими узловатыми корнями открылся невидимый ранее узкий лаз.

Мальчишеское любопытство неистребимо. В тот же день Элл возвращается, чтобы обследовать лаз, и попадает через него в небольшую пещеру, где находит множество странных вещей.

Сначала он видит большой заизвесткованный ком, в котором угадываются очертания сундука. Попытки его расколоть оказываются тщетными.

На сундуке лежат спёкшиеся из бурого порошка скелеты длинных мечей — возможно, это легендарный металл «зализо», тайну которого знали предки.

А ещё он поднимает несколько тонких, совершенно прозрачных камней, отшлифованных так, что сквозь них можно смотреть — вероятно, это загадочное «ситикло», также упоминающееся в древних сказаниях.

Но главное — в пещере он обнаруживает старинную книгу (слово это Элл узнает значительно позже): плоский четырёхугольный предмет с выступающими облицовочными краями. Книга тоже заизвесткована — при попытке её открыть она разламывается на три части.

Самая интересная из них — центральная, на ней изображён город с громадными башнями-пирамидами. Правда, Эллу трудно поверить, что это дома: не бывает домов, взметнувшихся так высоко вверх, словно это скалы.

А от предыдущей тетради отслаивается карта: коричневые материки, которые разделяет голубоватый океанский простор. Краски практически выцвели, об их первоначальных цветах можно только гадать. В тот момент Элл вообще не понимает, что перед ним карта. Откуда это знать неграмотному деревенскому мальчику! Он лишь с восторгом смотрит на загадочную картинку и древние письмена, которые аккуратными строчками заполняют нижнюю часть страницы. Элл понимает, что находку лучше сохранять в тайне, и потому тщательно, камнями и дёрном заделывает лаз. Книгу и карту он всё-таки захватывает с собой, чтобы спрятать в укромном месте и при случае полюбоваться загадочными изображениями. Не чуя ног, Элл мчится в селение, чтобы поделиться секретом с Пако и Мимилао.

И уже на следующий день в дом Карао является разгневанный староста, облачённый по такому случаю в синий хитон жреца. Он требует, чтобы Элл показал, где находится вход в пещеру.

Староста не просто разгневан, он до смерти перепуган. А что если слух о находке дойдёт до столицы?! Кому хочется, чтобы на остров явились правительственные чиновники и начали шнырять повсюду, выясняя, как они живут. Могут ведь и налоги поднять, поскольку население острова выросло, а потом каждый год заявляться с проверками.

Три дня жители Рабануи собирают и носят на гору камни, чтобы завалить лаз. А потом староста накладывает проклятье. Никто и никогда не должен приближаться к этому месту и вспоминать о нём.

На Элла теперь посматривают враждебно: это глупец, который чуть было не навлёк несчастье. А на лице Пако — он и сообщил старосте о находке — читается торжество. Пако получил от старосты разрешение на установку по всему побережью мётел-садков. Теперь только его семья из двенадцати человек имеет право заниматься сбором моллюсков.

Между Эллом и другими жителями Рабануи словно вырастает невидимая преграда. В одиночестве он выходит на лодке в море, в одиночестве сортирует улов и вывешивает на семейном участке пласты разделанной рыбы. В одиночестве, когда выпадает свободное время, бродит по острову.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
Не совершай их больше! 7 самых распространенных ошибок в уходе за волосами Не совершай их больше! 7 самых распространенных ошибок в уходе за волосами

Каждый день мы, того не зная, совершаем массу ошибок и портим наши локоны

Cosmopolitan
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы

Отрывок из книги «Это мой конек: Наука запоминания и забывания»

РБК
Алмазные решения для квантовых задач Алмазные решения для квантовых задач

За синтетическими алмазами будущее!

Наука и жизнь
Неупорядоченный нанослой обеспечил сплаву со сверхрешеточной структурой ковкость и термостойкость Неупорядоченный нанослой обеспечил сплаву со сверхрешеточной структурой ковкость и термостойкость

Китайские ученые создали сплав со сверхрешеточной структурой

N+1
Биоразлагаемая смазка для Севера Биоразлагаемая смазка для Севера

Создание биоразлагаемых материалов — важный шаг для экологии

Наука и жизнь
Оргазм во сне: как подарить себе эротическую фантазию? Оргазм во сне: как подарить себе эротическую фантазию?

Как можно дарить себе эротические сказки, где всегда будет счастливый конец?

Psychologies
Воззвание к молодому поколению Воззвание к молодому поколению

В сентябре 1861 года столицу Российской империи потрясли студенческие волнения

Вокруг света
«Баба-слесарь и человек-жиза»: как блогеры «из народа» набирают миллионы просмотров и зарабатывают десятки тысяч рублей в TikTok «Баба-слесарь и человек-жиза»: как блогеры «из народа» набирают миллионы просмотров и зарабатывают десятки тысяч рублей в TikTok

Почему популярны блогеры, передающие ощущение реальной жизни?

Forbes
Правила жизни Правила жизни

Правила жизни величайшего актера Кирка Дугласа

Playboy
День сурка на свадьбе: чем комедия «Палм-Спрингс» покорила американских кинокритиков День сурка на свадьбе: чем комедия «Палм-Спрингс» покорила американских кинокритиков

10 июля на платформе Hulu вышла сюрреалистическая комедия «Палм-Спрингс»

Forbes
Ручка, которая пишет в космосе: придумано не NASA Ручка, которая пишет в космосе: придумано не NASA

Чем писали в космосе до изобретения специальной ручки

Популярная механика
Марганец и кальций упрочнили коготки пауков Марганец и кальций упрочнили коготки пауков

По износостойкости кутикула коготков пауков оказалась на уровне перламутра

N+1
Город мусорщиков: какой была эпидемия холеры в Лондоне Город мусорщиков: какой была эпидемия холеры в Лондоне

В XIX веке Лондон превращается в место для возникновения страшной болезни

Популярная механика
Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета

Как работает наше внимание?

Forbes
Не просто парень с косичкой: кто такой Niletto и почему о нем все говорят Не просто парень с косичкой: кто такой Niletto и почему о нем все говорят

Как Niletto достиг таких высот? Где научился петь? Да и кто он вообще такой?

Cosmopolitan
Эль Фаннинг: горячие фото актрисы, сыгравшей Екатерину Великую Эль Фаннинг: горячие фото актрисы, сыгравшей Екатерину Великую

Эль Фаннинг: прекрасная и нежная, словно эльфийка

Playboy
Ничто не поможет: 10 причин, по которым у тебя не получается выглядеть стильно Ничто не поможет: 10 причин, по которым у тебя не получается выглядеть стильно

Маленькие детали, которые мешают тебе выглядеть стильно

Cosmopolitan
Елена Камбурова. Берегите нас, поэтов Елена Камбурова. Берегите нас, поэтов

«Вы хотите, чтобы и у нас случилась Пражская весна?!»

Караван историй
Как $10 млрд от Баффета помогут энергетикам из США получать миллионы кубометров газа из навоза Как $10 млрд от Баффета помогут энергетикам из США получать миллионы кубометров газа из навоза

Dominion Energy превращается в гиганта возобновляемой энергетики

Forbes
Королевы и фавориты Королевы и фавориты

Как сохраняют свою молодость хозяйки косметологических клиник

Glamour
«Я не люблю быть дилетантом» «Я не люблю быть дилетантом»

Кто может сыграть диджея в клипе Грува, кроме Грува?

OK!
Глубоководные удильщики отказались от приобретенного иммунитета ради партнера Глубоководные удильщики отказались от приобретенного иммунитета ради партнера

У глубоководных удильщиков карликовые самцы прикрепляются к самкам

N+1
«Мир, в котором я живу» «Мир, в котором я живу»

Екатерина Климова умеет быть разной и непредсказуемой

OK!
Из-за глобального потепления суркам стало легче выжить летом и труднее зимой Из-за глобального потепления суркам стало легче выжить летом и труднее зимой

Одни и те же виды могут по-разному реагировать на климатические изменения

N+1
Траур, кровь и расписание: все правила путешествий королевской семьи Траур, кровь и расписание: все правила путешествий королевской семьи

Как путешествует британская королевская семья

Cosmopolitan
Заметки тролля. Почему в соцсетях люди становятся хамами и как им противостоять Заметки тролля. Почему в соцсетях люди становятся хамами и как им противостоять

Об одном из «подвидов» возмутителей сетевого спокойствия — тролле по незнанию

Forbes
Создатели MSQRD рассказали об уходе из Facebook и новом проекте Loóna, в который уже инвестировала Наталья Водянова Создатели MSQRD рассказали об уходе из Facebook и новом проекте Loóna, в который уже инвестировала Наталья Водянова

Интервью с создателями приложения, которое помогает уснуть

VC.RU
7 шагов от «ненавижу» к «люблю» 7 шагов от «ненавижу» к «люблю»

Часто любовь и ненависть — стороны одной медали

Psychologies
Открыть в приложении