Возвращение из бездны

Трагедия североморцев
12 августа 2000 года мир узнал о трагической гибели российской атомной подводной лодки (АПЛ) К-141 «Курск», произошедшей в ходе маневров Северного флота в Баренцевом море. Вместе с кораблем погибли все, кто оказался на нем в тот роковой день.
К-141 относилась к классу тяжелых подводных крейсеров с ракетным вооружением, основным назначением которого являлась борьба с авианосными соединениями и иными крупными надводными кораблями противника. Огромный корабль имел полное водоизмещение 23860 т и длину 143 м. При таких габаритах АПЛ была способна двигаться на глубине до 420 м со скоростью до 33 узлов (порядка 60 км/час).
Основным вооружением «Курска» служили 24 сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 «Гранит», размещенные попарно в забортных пусковых контейнерах. Кроме того, корабль имел 6 расположенных в первом (носовом) отсеке торпедных аппаратов, в том числе 2 калибром 650 мм. Полный боезапас составлял 28 торпед и ракетоторпед.
«Курск» был 12-м кораблем в серии АПЛ, строящихся на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в Северодвинске по проекту 949А («Антей»). АПЛ вошла в строй Северного флота в январе 1995 года.
12 августа 2000 года в ходе подготовки к учебной торпедной атаке, объектом которой должен был стать участвующий в маневрах флагман Северного флота атомный крейсер «Петр Великий», на «Курске» произошел взрыв торпедного боезапаса. В результате АПЛ, получив серьезные повреждения, затонула и легла на грунт на глубине порядка 100 м вблизи родных берегов Кольского полуострова. На дне Баренцева моря оказались два атомных реактора, 24 снаряженные боевыми частями крылатые ракеты «Гранит», а также тела 118 погибших подводников.
Через неделю академик Игорь Спасский, генеральный конструктор ЦКБМТ «Рубин» (разработчика проекта 949А), доложил президенту России план мероприятий по выяснению причин и ликвидации последствий катастрофы.
28 августа 2000 года вышло соответствующее постановление правительства РФ. Координация всех работ, связанных с подъемом погибшей АПЛ, была возложена на ее проектанта.
Целью запланированных работ было:
- Установление конкретных причин катастрофы и последовательности предшествующих ей событий.
- Устранение факторов, представляющих потенциальную опасность для мореходства и экологии в районе катастрофы с учетом находящихся на борту погибшей АПЛ реакторов (хоть и автоматически заглушенных в момент взрыва), боевых ракет, а возможно и невзорвавшейся части торпедного боезапаса.
Существовала и морально-этическая сторона ситуации: на встрече с близкими погибших моряков президент страны пообещал, что все оставшиеся в погибшем корабле тела будут с почестями преданы земле.
Подготовка уникальной операции
К процессу отрыва корпуса погибшей АПЛ от грунта и его подъема на поверхность предъявлялись жесткие требования: осуществлять их следовало, не допуская ее крена и дифферента, без силового воздействия на ее наружный (легкий) корпус. Это объяснялось тем, что в результате взрыва механизмы АПЛ были сорваны со своих фундаментов, а подлинное состояние, возможно, частично оставшегося после взрыва боезапаса оставалось неизвестно.
Прошедшие с большими потерями сквозь годы «перестройки» советские ВМФ и промышленность России были не в состоянии собственными силами осуществить сложнейшую операцию подъема из глубины гигантской АПЛ. К участию в ней были по решению правительства привлечены зарубежные фирмы, главную роль среди которых играла голландская компания «Mammoet Transport BV», разработавшая совместно с «Рубином» детальный план подъема АПЛ с помощью гидравлических домкратов, установленных на специально перестроенном для этого судне. В каждом домкрате был предусмотрен газовый компенсатор, компенсирующий динамические усилия при отрыве корпуса лодки от грунта и на конечном этапе его подъема при приближении к поверхности.
