Государство Либерия появилось на карте благодаря социальному эксперименту

Наука и техникаИстория

«Свободная страна» в колониальной Африке

Наталья Беспалова

Либерия, небольшое государство на Атлантическом побережье Африки, появилось на географической карте благодаря социальному эксперименту, который затеяли в первой половине XIX века американские политики и общественные деятели. При этом она стала первой официально независимой республикой на Африканском континенте. Опыт ее возникновения едва ли можно назвать оптимистическим, но он, безусловно, любопытен и заслуживает подробного изучения.

Вывезенные из Африки рабы были источником социального напряжения в США на протяжении всей истории этого государства, даже спустя много лет после отмены института рабовладения. Всех последствий не расхлебали до сих пор. Голоса за отмену рабства раздавались уже в ходе первой американской революции (Войны за независимость, 1775–1783). Среди них голос такой авторитетной личности, как Томас Джефферсон – один из отцов-основателей США, соавтор Декларации независимости, третий президент страны. И все же голоса эти не были услышаны.

В то время даже убежденные противники рабства из числа белых американцев в большинстве своем были далеки от того, чтобы считать африканских чернокожих людьми, равными себе, на которых следовало распространять завоеванные в ходе Войны за независимость гражданские права. И это несмотря на то, что в Декларации независимости используется следующая формулировка: «Все люди созданы равными и имеют неотъемлемые права». Но, как видно, некоторые все же были «равнее». Сторонник отмены рабства Джефферсон тем не менее утверждал в своих «Заметках о Виргинии», что «чернокожие, были ли они особой расой по происхождению, или стали таковой со временем и под воздействием обстоятельств, – ниже белых и по физическим и по духовным дарованиям». Однако в первой редакции Декларации присутствовало осуждение рабства и работорговли, но впоследствии эти строки были из нее изъяты.

Надо сказать, что на стыке XVIII–XIX веков бытовало мнение, что рабовладение в Новом Свете постепенно сойдет на нет, перестав быть рентабельным. К тому же Африку начали всерьез рассматривать как потенциальный рынок для европейских товаров и посчитали неразумным отдавать ее на откуп работорговцам. В этот период ряд крупных держав выступили с инициативой запрета если не рабовладения вообще, то хотя бы трансатлантической работорговли. С 1808 года ввоз новых рабов из Африки был запрещен и в США.

В мировом масштабе прогнозы о постепенном отмирании рабства отчасти оправдались. Выращивать такие культуры, как табак, рис, индиго, сахарный тростник, и правда, вскоре стало более выгодно при системе условно свободного найма, и потому в Британской Вест-Индии рабство вскоре официально отменили. Иначе обстояло дело с хлопком. Изобретение хлопкоочистительной машины сделало его производство сверхприбыльным, и это законсервировало институт рабовладения на Юге США еще на многие десятилетия. Если в 1800 году за взрослого раба на Юге давали примерно 300 долл., то к 1860 году его стоимость поднялась до 1200–1500 долл. К вопросу о том, всегда ли технический прогресс снижает спрос на низкоквалифицированный рабский труд. Далеко не всегда.

Между тем в стране постепенно накапливалась прослойка свободных чернокожих, чей социальный статус был крайне неопределенным. Большое количество освобожденных рабов образовалось в ходе все той же Войны за независимость. Часть из них были ее активные участниками, надеясь, что она принесет гражданские права не только белым. Часть принадлежала лоялистам, поддержавшим британскую корону. Они были объявлены мятежниками против молодого американского государства, их имущество было конфисковано. Негры были частью этого имущества и таким образом, получили свободу. Кроме того, в Америке всегда существовали люди, по тем или иным причинам пожелавшие дать свободу своим рабам. Таким образом количество cвободных чернокожих (включая мулатов) постепенно увеличивалось. В 1790 году они составляли 7,9% от всего негритянского населения страны, в 1820 году более 14%, в абсолютных числах – 233 634 человека. Американское общество этих людей отторгало. Они не обладали избирательным правом, не могли давать показания в суде против белых или поступать на государственную службу, лишь чудом могли получить приличное образование.

Ко второму десятилетию XIX века созрела мысль, что бывших рабов хорошо бы вернуть на родину предков – в Африку. Любопытно, что в этой идее сошлись противоположности. С одной стороны, ее поддерживали противники рабства, часто люди глубоко и искренне верующие, полагающие, что таким образом белые должны искупить свой грех перед африканцами. С другой стороны, убежденные рабовладельцы тоже считали, что хорошо бы отправить свободных негров подальше в Африку, чтоб они не мозолили тут глаза и не вводили в искушение рабов. В декабре 1816 года было создано Американское колонизационное общество (АКО), в чью задачу входило «осуществить план переселения (с их собственного согласия) свободных цветных, проживающих в нашей стране, в Африку или любое другое место, которое конгресс сочтет подходящим».

Формально это была частная филантропическая организация, хотя правительство США брало на себя немалую часть расходов. Что любопытно, частное финансирование поступало исключительно из южных штатов. Именно южные плантаторы были более всего заинтересованы в том, чтобы убрать из страны «бесполезную и вредную, если не сказать, опасную часть населения». Бывшие рабы, однако, не выказывали большого «собственного желания», и ничего удивительного в этом нет. Представьте, что вы родились в России, но еще в детстве попали на какой-то другой континент, прожили там всю жизнь, пусть и плохо, но обрели какие-то социальные связи. А потом вам предлагаются вернутся «на родину» – в Индию или Норвегию. Вам это не кажется заманчивым? А почему? Это же ваш родной континент! Тем более идея вернуться «на родину» не вызывала восторга у тех, кто родился уже на американской земле и никогда не знал иной жизни. «Наша родина – Америка, и другой у нас нет», – говорили они. И даже больше: «Америка по праву больше наша страна, чем страна белых, – мы обогатили ее нашей кровью и слезами». Впрочем, отчаявшись добиться на родине гражданских прав, некоторые соглашались, но их было немного. Первые партии кандидатов в переселенцы насчитывали десятки человек. На какое-то время дело застопорилось, но затем получило новый толчок, связанный с мерами, принимаемыми против трансатлантической работорговли.

В Великобритании запрет на трансатлантическую работорговлю был принят в 1807 году, с 1 января 1808 года подобный закон вступил в силу и в США. Однако толку от него поначалу было немного, рабов продолжали вывозить. В 1807–1848 гг. из Африки было вывезено почти 4 млн рабов. Большую часть сбывали в Латинскую Америку. Но нелегальный ввоз в Штаты тоже продолжался и исчисляется сотнями тысяч. В 1807–1819 гг. вывозили в среднем 95 240 человек в год. С 1819 года началось постоянное патрулирование океана британскими крейсерами с целью отлова нарушителей. Американские военные корабли также стали действовать против работорговцев, о чем было принято официальное постановление правительства. Толку снова было чуть, и в следующее десятилетие средний ежегодный нелегальный вывоз даже возрос примерно до 110 тыс. Однако около 4 тыс. невольников все же удавалось отбить. И если в Атлантике захватывали судно с рабами, то этих рабов надо было куда-то девать. Отправлять каждого в родное племя не смогли бы при всем желании, а особого желания к тому же и не было. Следовательно, появилась необходимость в месте, куда их можно отвезти. К тому же таким образом рассчитывали убить двух зайцев, основав на западном побережье Африки опорный пункт для американского флота и возможный плацдарм для дальнейшей колонизации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении