В 1976 году в США на воду сходит ракетная лодка нового поколения «Огайо»

Наука и техникаОбщество

Ракетные атомные подводные лодки стран НАТО

Юрий Каторин

Американская ракетная атомная подводная лодка «Огайо»

В апреле 1976 года в США на воду сходит головная ракетная лодка нового (третьего) поколения «Огайо» (SSBN* «Ohio»). Водоизмещение – 16 700/18 700 т, длина – 170 м, ширина – 12,8 м, средняя осадка (по КВЛ) – 11,1 м, скорость – 25 узлов, глубина погружения – рабочая 365 м, предельная 550 м, экипаж – 14–15 офицеров, 140 матросов и старшин, вооружение – четыре 533-мм торпедных аппарата и 24 ракеты «Трайдент». Всего заказано 20 (предусматривалось расширение заказа до 24 единиц) субмарин такого типа, но в строй вошли «только» 18, которые поступили на вооружение в 1981–1997 годах и первоначально рассчитывались на 30-летний срок службы. Затем эти лодки были сертифицированы на 42-летний срок службы, состоящий из двух 20-летних периодов, разделенных специальным двухлетним интервалом для перезарядки ядерного реактора и проведения штатных регламентных работ ERO (engineered refueling overhaul).Для каждой из ПЛАРБ типа «Огайо» для перезарядки ядерного реактора и проведения штатных регламентных работ потребуется два года или более, в течение которых лодка выводится из эксплуатации.

*В ВМС США тип лодки легко определить по ее обозначению, где SS – подводная лодка, N – атомная (в качестве главной энергетической установки применяется ядерный реактор), G – на вооружении имеются управляемые (крылатые) ракеты, B – на вооружении имеются баллистические ракеты, X – перспективная лодка, находящаяся в стадии разработки.

Пусковые шахты ПЛАРБ типа «Огайо»

В начале лодки оснащались тяжелыми ракетами «Трайдент-1» C-4, но, начиная с «Джорджии» (SSBN-729 «Georgia»), на них стали ставить более мощные ракеты «Трайдент-2» D-5, которые оснащаются двумя типами боевых блоков — W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной нагрузке ракета способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на дальность 7360 км. Пуск ракет может осуществляться с 15—20-секундным интервалом с глубины до 30 метров, при скорости хода около 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все ракеты могут быть выпущены в одном залпе, но испытательные пуски всего боекомплекта никогда не производились.

«Трайдент-2» (Трезубец) — трехступенчатая баллистическая ракета, предназначенная для запуска с атомных подводных лодок. Разработана фирмой «Локхид» («Lockheed Martin Space Systems»). Ракета имеет максимальную дальность 11 300 км, длину — 13,42 м, максимальную стартовую массу — 59 078 кг. Все три маршевые ступени оснащены твердотопливными РД. Первая и вторая ступень имеют диаметр 2,1 м и соединены между собой переходным отсеком, носовая часть – 2,05 м. В рамках первоначального контракта фирмой «Локхид» с 1989 по 2007 год были поставлены 425 ракет «Трайдент-2» для ВМС США. Еще 58 ракет были поставлены ВМФ Великобритании. В разных источниках указывается различная стоимость изделия. Первоначально называются цифры $29,1 млн. В 2006 году говорилось о стоимости одной ракеты $30,9 млн. В 2009 году уже называлась цифра $ 49 млн, а к 2012 году стоимость «выросла» до $70,5 млн. Как говорил Марк Твен: «Есть ложь, есть наглая ложь, и есть статистика».

Пуск ракеты «Трайдент-2»

При создании лодок были использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей.

Лодки имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус цилиндрической формы с оконечностями в виде усечённого конуса дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых размещены балластные цистерны и, соответственно, сферическая антенна ГАК и гребной вал. Прочный корпус лодки выполнен из стали марки НУ-100. Он разделен на четыре отсека: четырехпалубный отсек управления и жилых помещений, ракетный, реакторный и турбинный. Верхняя часть прочного корпуса покрыта проницаемой легкой обтекаемой надстройкой, закрывающей ракетные шахты, различное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС в кормовой оконечности. Из-за такой небольшой площади легкого корпуса корабль считается однокорпусным, эта конструкция американских ПЛАРБ, по мнению специалистов, обеспечивает способность создавать меньшие гидродинамические шумы и достигать большей максимально малошумной скорости по сравнению с двухкорпусными лодками. Плоские переборки разделяют лодку на отсеки, каждый из которых делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках предусмотрены погрузочные люки. Рубка сдвинута к носовой части, на ней размещены горизонтальные крыловидные рули размахом около 13 метров, в кормовой части оперение крестообразное, на горизонтальных рулях установлены вертикальные планшайбы.

Сверху корпуса выполнена настройка длиной 114 м, шириной по палубе около 5,5 м и высотой 2 м. Движение лодке сообщает семилопастный винт диаметром около 7 метров, со скошенными серповидными лопастями. Такая конструкция обеспечивает низкий уровень шума на скоростях патрулирования. На верхней палубе первого отсека расположены: навигационный центр, главный командный центр, радиоцентр, посты гидроакустиков. На второй палубе размещены: аппаратура и боевые посты системы управления ракетной стрельбой Mk 98, помещения вычислительных машин и управления лодкой. Третья палуба отдана под жилые помещения команды. На нижней палубе, в передней части корпуса лодки, расположен торпедный отсек, где установлены четыре торпедных аппарата и хранится запас торпед.

На лодке установили водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, обеспечивавший работу двух турбин мощностью на валу 30.000 л.с. Две паротурбинные установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин понижается редуктором до 100 об/мин и с помощью муфты передается на гребной вал, вращающий семилопастный гребной винт диаметром 8 м со скошенными серповидными лопастями и с пониженной скоростью вращения (это позволяет значительно снизить шумы на скоростях патрулирования). Кроме паротурбинной установки есть два турбогенератора по 4000 кВт, дизель-генератор мощностью 1400 кВт и гребной электродвигатель мощностью 450 л.с. Максимальная скорость подводного хода составила 25 узлов, надводного – 17 узлов.

Схема устройства подводной лодки типа «Огайо». 1. Антенна ГАК; 2. Цистерны главного балласта; 3. Компьютерный пост; 4. Объединенная радиорубка; 5. Гидроакустический пост; 6. Центральный пост; 7. Навигационный пост; 8. Пост управления ракетной стрельбой; 9. Машинное отделение; 10. Реакторный отсек; 11. Отсек вспомогательных механизмов № 1; 12. Проход для экипажа; 13. Отсек вспомогательных механизмов № 2; 14. Торпедный отсек; 15. Каюты матросов и старшин; 16. Каюты офицеров; 17. Ракетный отсек.

«Огайо» отличается от своих предшественниц большей энерговооруженностью, увеличенной скоростью патрулирования (максимальной малошумной скоростью хода), более совершенными бортовыми системами и комплексами. По оценкам специалистов, среди построенных ракетоносцев по уровню шумности с ними могут соперничать только французские ПЛАБР типа «Триумфан». За счет включения в состав комплекса гидроакустических средств с протяженной буксируемой и конформной антеннами и внедрения эффективных методов обработки гидроакустической информации дальность обнаружения целей увеличена более чем в два раза. Высокая точность определения местоположения подводной лодки обеспечивается установленной аппаратурой коррекции навигационных данных систем «Лоран-С» и NAVSTAR. Применение этих систем и внедрение системы ESGN с гироскопами с электростатической подвеской ротора позволило повысить точность определения координат в 4—6 раз по сравнению с лодками предыдущих типов.

Создание столь совершенного подводного ракетоносца, естественно, потребовало больших затрат. Стоимость ПЛАРБ типа «Огайо» составила $ 1,3–1,5 млрд, что более чем десятикратно превысило закупочную стоимость предшествующих ракетоносцев класса «Лафайет». Кроме того, специально для их базирования были модернизированы две базы — одна на Тихоокеанском побережье (ВМБ Бангор, штат Вашингтон) и одна на Атлантическом (ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия). Каждая база рассчитана на обслуживание 10 лодок. На базах размещено оборудование для приема и выгрузки боезапаса, технического обслуживания и текущего ремонта ПЛАРБ. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава (в данной климатической зоне это сделать несложно). Все ПЛАРБ типа «Огайо» имеют по два сменных экипажа (всего 28 полностью укомплектованных экипажей на 14 лодок), в связи с чем обеспечивается максимальное время их нахождения в акватории Мирового океана. До настоящего времени «Огайо» удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет – 24 единицы — и является самой совершенной в классе атомных подводных ракетных лодок с баллистическими ракетами.

Благодаря повышенной прочности корпус корабля не только выдерживает давление на глубине около 500 м, но и близкие взрывы. В нем и размещены основные механизмы, служебные и жилые помещения и оружие ракетоносца. В центральном посту, под рубкой, сосредоточены главные системы управления лодкой. Здесь же расположены приборы системы навигации и пульты запуска ракет. На четырех палубах расположены девятиместные кубрики купейного типа с трехъярусными койками для рядового состава, двух- и четырехместные каюты для офицеров. Имеются также офицерская кают-компания, салон для отдыха, библиотека, учебный кабинет и тренажерный зал.

В кают-компании подводной лодки типа «Огайо»

В рамках реализации рекомендаций по Договору об ограничении стратегических вооружений* состав группировки ПЛАРБ типа «Огайо» решили сократить до 14 лодок. В 2004 году американская корпорация «General Dynamics» выиграла тендер ВМС США на модернизацию ПЛАРБ «Oгайо», которая из стратегического корабля, вооруженного баллистическими ракетами, в 2006 году превратилась в тактическую лодку для поддержки и обеспечения специальных операций.

*Из-за ограничений по договору СНВ-1 ввод в строй лодок типа «Огайо» привел к тому, что к концу 1997 года были выведены из состава флота ПЛАРБ «Джордж Мэдисон» и «Бенджамин Франклин» с ракетами «Посейдон» и «Трайдент-1». Договором СНВ-II предусматривалась разгрузка «Трайдент-2» с 8 до 5 боезарядов. Но в 1997 году выполнение этого договора было заблокировано Конгрессом с помощью специального закона. 8 апреля 2010 года президентами России и США был подписан новый договор по ограничению стратегических наступательных вооружений — СНВ-III. По положениям договора ограничивается общее число развернутых ядерных боезарядов 1550 единицами для каждой из сторон. Под действие этого договора попадают и ракеты «Трайдент-2». По состоянию на 1 июля 2009 года США располагали 851 носителем, и часть из них должна быть сокращена. Пока планы США не оглашаются, поэтому коснется ли данное сокращение «Трайдент-2», достоверно неизвестно.

Новая лодка вооружена 154 крылатыми ракетами «Томагавк» и сможет перевозить до 60 десантников со снаряжением. В 2007– 2008 годах такую же переделку прошли еще 3 корабля (SSBN-727, SSBN-728, SSBN-729). У каждой из этих ПЛАРК 22 из 24 ракетных шахт были модернизированы под вертикальный пуск КР. В каждой модернизированной шахте размещено по 7 ракет. Две ближайших к рубке шахты заменены шлюзовыми камерами. К ним стыкуются миниподлодки ASDS (Advanced SEAL Delivery System) или модули DDS (Dry Deck Shelter) для обеспечения выхода боевых пловцов, когда лодка находится в подводном положении. Эти подводные средства могут устанавливаться как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. Средняя стоимость переоборудования одной лодки в ПЛАРК составила около 800 млн долларов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Очень тяжелые носители Очень тяжелые носители

Прототипы будущей сверхтяжелой ракеты Starship продолжают испытания

Популярная механика
Персона Персона

О строительстве в историческом центре и работе с российскими архитекторами

Robb Report
Заболевания вен Заболевания вен

Про варикоз знают все, но про хроническую венозную недостаточность – немногие

Здоровье
Исполнение желаний Исполнение желаний

В последние годы минивэны бизнес-класса чаще предстают в форме электромобилей

Robb Report
Лима, Перу Лима, Перу

Перу заслуженно сравнивают с Крымом

Maxim
5 фантастических историй с искусственным интеллектом в роли главного героя 5 фантастических историй с искусственным интеллектом в роли главного героя

Книги, в которых роботы становятся главными героями

Maxim
Блоги vs блохи Блоги vs блохи

Самый дикий случай в истории сложных отношений между блогерами и бизнесом

Правила жизни
Наталья Альбрехт отвечает на 6 неудобных вопросов к S-составляющей алюминиевого бизнеса Наталья Альбрехт отвечает на 6 неудобных вопросов к S-составляющей алюминиевого бизнеса

ESG-повестка продолжает играть важную роль в развитии российского бизнеса

РБК
«Когда император был богом»: как этнические японцы жили в США во время войны «Когда император был богом»: как этнические японцы жили в США во время войны

Отрывок из книги Джули Оцука о том, как изменилась жизнь японцев в США в 1942

Forbes
Как найти друзей в любом возрасте: 5 советов от психолога Как найти друзей в любом возрасте: 5 советов от психолога

Как в любом возрасте находить единомышленников и поддерживать с ними связь?

Psychologies
Без лести предан… Без лести предан…

Алексей Аракчеев — удивительный человек, снискавший в России всеобщую неприязнь

Дилетант
Когда выбор становится невозможен: что такое FOBO — страх лучшего варианта Когда выбор становится невозможен: что такое FOBO — страх лучшего варианта

Что такое FOBO и как с ним жить?

VOICE
Социальная инженерия: как мошенники «разводили» наших прадедов Социальная инженерия: как мошенники «разводили» наших прадедов

Сталкивались ли вы когда-нибудь с социальной инженерией? Впервые слышите?

CHIP
«Визуальный клей» «Визуальный клей»

Как направление чтения влияет на восприятие изображений

N+1
Литературные приемы: как Vesper стала лидером рынка элитной недвижимости Литературные приемы: как Vesper стала лидером рынка элитной недвижимости

Что помогло компании Vesper стать лидером рынка элитной недвижимости?

Forbes
Книги, которые давно пора экранизировать, но никто не чешется Книги, которые давно пора экранизировать, но никто не чешется

Мировые бестселлеры писателей, которые прямо-таки просятся на экран

Maxim
Самые морозостойкие растения: 10 многолетников, способных пережить холода на открытом грунте Самые морозостойкие растения: 10 многолетников, способных пережить холода на открытом грунте

Вечнозеленые растения, которые смогут пережить зиму на балконе

ТехИнсайдер
Карьера без барьеров Карьера без барьеров

Как цифровые гаджеты и ассистивные технологии дают работу людям с инвалидностью

РБК
«Еще вчера строил планы, а сегодня — в коляске»: как справиться с внезапной инвалидностью «Еще вчера строил планы, а сегодня — в коляске»: как справиться с внезапной инвалидностью

Как столкнуться с серьезной травмой и не упасть в апатию?

Psychologies

Изобрести спирт пытались еще в эпоху неолита

ТехИнсайдер
Интерьер о природе Интерьер о природе

Натуральные материалы и сдержанная природная палитра: квартира для дизайнера

SALON-Interior
Покажите цифры! Покажите цифры!

Какую температуру надо сбивать и как это лучше сделать

Лиза
«Аларих, король вестготов: Падение Рима глазами варвара» «Аларих, король вестготов: Падение Рима глазами варвара»

Как римляне представляли себе готов и другие народы, населявшие берега Дуная

N+1
Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы» Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы»

Невестка Сергея Филиппова вспоминает о великом актере

Коллекция. Караван историй
«Икота, перейди на Федота!»: 7 проверенных способов, как перестать икать «Икота, перейди на Федота!»: 7 проверенных способов, как перестать икать

Рассказываем, какими же способами можно быстро избавиться от икоты

ТехИнсайдер
Свержение Аполлона Свержение Аполлона

Как возник «лунный заговор» — главная теория фальсификации XX века

Вокруг света
«Мама, можно я буду толстой?» Вопросы о поиске себя и принятии своей внешности «Мама, можно я буду толстой?» Вопросы о поиске себя и принятии своей внешности

Как за невероятным успехом может скрываться неуверенность и страх

СНОБ
Образ жизни Образ жизни

Коллекционер Аля Есипович превратила свои квартиры в экспо

Собака.ru
6 автомобилей, которые производятся не там, где вы думали 6 автомобилей, которые производятся не там, где вы думали

Американский BMW, итальянский Jeep и индийский AUDI — что? Да!

4x4 Club
Как изменение климата влияет на вкус вина: оно становится крепче и вкуснее Как изменение климата влияет на вкус вина: оно становится крепче и вкуснее

Что меняется в виноделии в связи с глобальным потеплением?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении