Как эвакуировали пассажиров раздавленного льдами парохода «Челюскин»

Наука и техникаИстория

Пароход «Челюскин» и великолепная семерка. К 90-й годовщине уникальной спасательной операции

Пароход «Челюскин». Источник: iz.ru

В этом месяце мы отмечаем круглую дату. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, из ледового лагеря были успешно эвакуированы последние пассажиры раздавленного льдами парохода «Челюскин». Эта блестящая и крайне сложная спасательная операция не имела аналогов, и ее участники по праву получили звание Героев Советского Союза, специально по этому случаю учрежденное. Самое время вспомнить подробности этих событий.

Усиленный для навигации во льдах пароход «Челюскин» вышел из Мурманска 2 августа 1933 года. Именно на август приходится в тех водах начало традиционного навигационного сезона, когда море наконец очищается ото льда. Этот экспериментальный рейс был частью программы по включению Северного морского пути (СМП) в хозяйственный организм огромной страны.

Наверное, имеет смысл сделать небольшое отступление, посвященное краткой истории освоения СМП. Многие столетия морской путь вдоль северного побережья Евразии был абсолютно непроходимым. Редкие смельчаки, двигаясь с запада на восток, добирались в лучшем случае до Обской губы, и эти попытки во многих случаях оказывались трагическими. Когда в 30-е годы XVIII столетия российская императрица Анна Иоанновна исполнилась решимости нанести на карту северные границы своей империи, никто не отважился штурмовать этот маршрут в лоб. Руководство организованной в этих целях Великой Северной экспедиции изобрело хитрую стратегию: подобраться к берегу Ледовитого океана с суши в разных местах по великим сибирским рекам и изучить предполагаемый Северный морской путь частями. Все северное побережье от Архангельска до Чукотки было разбито на пять участков, каждый из которых должен был закартографировать отдельный отряд. И ни один из них не справился с задачей за один навигационный сезон. Пароход «Челюскин» получил имя в честь одного из руководителей Ленско-Енисейского отряда.

Карта похода парохода «Челюскин» Северным морским путем. Источник: Регнум.ру

Северное побережье было нанесено на карту, но это было даже не полдела. Хотя о выгодах освоения Северного морского пути как альтернативы плаванию вокруг мыса Доброй Надежды писал еще Ломоносов, практическое воплощение оставалось делом далекого будущего. Первым судном, прошедшим этот путь, стала «Вега» Н. Нордельшенда, которая уложилась в два навигационных сезона 1878–1879 годов. В 1914–1915 году маршрут повторила экспедиция Вилькицкого. Но лишь с началом активного использования ледоколов и полярной авиации стало возможным говорить о включении СМП в хозяйственный организм. В 30-е годы прошлого века этим занялись вплотную.

Целью рейса «Челюскина» было пройти из Мурманска во Владивосток за один навигационный сезон и в числе прочего установить, насколько усиленному для навигации во льдах пароходу требуется на этом пути сопровождение «настоящих» ледоколов. Предполагалось, что они потребуются лишь на некоторых участках. По дороге должны были зайти на остров Врангеля, доставить новую смену на тамошнюю полярную станцию, отрезанную от большой земли уже несколько навигационных сезонов. На борту парохода находилось 112 человек, капитаном был Владимир Иванович Воронин, научным руководителем экспедиции – академик Отто Юльевич Шмидт. Среди челюскинцев было десять женщин, в основном профильных специалистов, но были и жены полярников, пожелавшие сопровождать мужей на остров Врангеля. Впрочем, эти две функции могли совмещаться. Начальник зимовки вез с собой на остров Врангеля жену и маленькую дочь. А супруга геодезиста Василия Гавриловича Васильева отправилась с мужем в экспедицию на довольно поздних сроках беременности. Если против присутствия ребенка не слишком возражали, поскольку полярная станция была хорошо оборудована, и условия там, как и на корабле, были вполне приличные, то появление беременной женщины сначала восприняли в штыки. Но Доротея Васильева (судостроитель по профессии) проявила большое упорство. Она собрала медицинские заключения и убедила руководство экспедиции, что к тому времени, как подойдет ее срок, они уже достигнут острова Врангеля, где есть прекрасные врачи и новейшее медицинское оборудование.

Но не все пошло по плану. Ледовая обстановка в том году оказалась очень тяжелой даже для этих суровых морей. Когда 31 августа начались роды, «Челюскин» все еще находился в Карском море. Впрочем, все закончилось благополучно. Девочка родилась здоровой, и в честь необычного места рождения ее назвали Кариной. Впоследствии Карина Васильевна Васильева закончила геологический факультет Ленинградского университета и работала во ВНИИ геологии на Васильевском острове. Уже во взрослом возрасте была участницей многих экспедиций.

Карта дрейфа во льдах парохода «Челюскин». Источник: Электронекрасовка

1 сентября пароход «Челюскин» достиг мыса Челюскин, где судно покинуло несколько пассажиров. В 20-х числах сентября он находился уже в Чукотском море. Казалось, еще немного, и полярные воды останутся позади, но не тут-то было. 23 сентября судно было полностью заблокировано сплошными льдами.

Оставалось только ждать, что дрейф пойдет в нужном направлении.

Поначалу эти надежды оправдывались, и неуправляемое судно даже умудрилось пройти Берингов пролив, но потом направление движения ледяных полей изменилось, и его увлекло обратно в Чукотское море. До 13 февраля 1934 года все же оставалась надежда, что льды довезут, куда надо. О том, что произошло в этот день, вспоминает начальник экспедиции О.Ю. Шимдт: «В полдень ледяной вал слева перед пароходом двинулся и покатился на нас. Льды перекатывались друг через друга, как гребешки морских волн. Высота вала дошла до восьми метров над морем. Слева от нас, перпендикулярно к борту, образовалась небольшая с виду трещина. Был отдан приказ о всеобщем аврале и немедленной выгрузке аварийного запаса. С привычной организованностью и дисциплиной люди стали на места. Не успела еще работа начаться, как трещина слева расширилась. Вдоль нее, нажимая на бок парохода, задвигалась половина ледяного поля, сзади подгоняемая упомянутым выше валом. Крепкий металл корпуса сдал не сразу. Видно было, как льдина вдавливается в борт, а над нею листы обшивки пучатся, выгибаясь наружу. Лед продолжал медленное, но неотразимое наступление. Вспученные железные листы обшивки корпуса разорвались по шву. С треском летели заклепки. В одно мгновение левый борт парохода был разорван у носового трюма. Этот пролом, несомненно, выводил пароход из строя, но еще не означал потопления, так как он приходился выше ватерлинии. Однако напирающее ледяное поле вслед затем прорвало и подводную часть корабля. Вода хлынула в машинное и котельное отделения».

Одна из страниц комикса «Летчики герои. Спасение челюскинцев» о моменте эвакуации людей с парохода «Челюскин». Источник: История в картинках. Владислав Серов

В ходе аварийной высадки на лед погиб завхоз судна Борис Могилевич, покидавший судно одним из последних. Посреди непроходимых ледяных полей оказалось 104 человека, в том числе десять женщин и двое совсем маленьких детей.

Есть мрачноватая шутка, что внедорожник – это автомобиль, который застрянет там, куда никакой другой автомобиль просто не доберется. Она в полной мере обрисовывает ситуацию с ледокольным пароходом «Челюскин», до места гибели которого не мог добраться ни один ледокол. Оставалась надежда на авиацию, но и тут все было не так просто. Дело ведь происходило не в наши дни, когда земной шар весь расчерчен трансокеанскими и трансконтинентальными воздушными трассами. Отряды полярной авиации составляли считанные единицы техники, стационарных аэродромов в этой части страны было мало, а воздушные трассы еще не были проложены, так что быстро собрать летный спасательный отряд было задачей, мягко говоря, нетривиальной. Лишь несведущие думают, что самолет может пролететь где угодно. Это вовсе не так, особенно в условиях плохой видимости. А видимость была не просто плохая, а очень плохая. Сказать, что погода нелетная, – ничего не сказать. Над морем и над просторами Сибири бушевала пурга. Радиомаяки и промежуточные аэродромы отсутствовали. Рельеф местности и воздушные потоки были не изучены. Из-за сильных морозов существовала большая угроза обледенения машины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Устойчивая к лечению депрессия повысила риск ее развития у родственников Устойчивая к лечению депрессия повысила риск ее развития у родственников

В развитии большого депрессивного расстройства генетика играет большую роль

N+1
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Книги о средневековых монахах, конце и начале времен и кругосветном атласе

Дилетант
Тяга к свободе: 5 самых знаменитых и  дерзких побегов из тюрем Тяга к свободе: 5 самых знаменитых и  дерзких побегов из тюрем

Рассказываем о 5 самых неординарных попытках сбежать из мест не столь отдаленных

ТехИнсайдер
Последняя публичная дуэль Последняя публичная дуэль

Нёйи-сюр-Сен, 21 апреля 1967 года. Последняя дуэль

Дилетант
У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага

Обезьяны реагировали на голоса соседей менее агрессивно, чем на голоса чужаков

N+1
Зоя Богуславская — от первого лица. Отрывок из новой книги воспоминаний писательницы Зоя Богуславская — от первого лица. Отрывок из новой книги воспоминаний писательницы

Фрагмент из книги о периоде до брака Зои Богуславской с Андреем Вознесенским

СНОБ
Пора собирать камни. Зубной камень: что это такое и нужно ли с ним бороться Пора собирать камни. Зубной камень: что это такое и нужно ли с ним бороться

Чем зубной камень опасен, как появляется и почему с ним важно бороться

Лиза
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Сырые земли Сырые земли

Почему важно изучать водно-болотные угодья, или ветланды?

Наука и жизнь
«Мы поэты чего-то оптимистического» «Мы поэты чего-то оптимистического»

Артемий Драгунский поговорил со своим дядей Денисом Драгунским о детстве и семье

Правила жизни
Соблазн свободы. Почему зрители любят роуд-муви Соблазн свободы. Почему зрители любят роуд-муви

Чем путешествия отличаются от странствий и что роднит роуд-муви и вестерн?

СНОБ
Между всех огней Между всех огней

Период Директории УНР — важнейший этап в истории украинской нации

Дилетант
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Как связаны цвет и вкус вина: на примере белых, красных, розовых и оранжевых Как связаны цвет и вкус вина: на примере белых, красных, розовых и оранжевых

Как по цвету вина определить его вкус и аромат

СНОБ
Кто такой колумбийский виолончелист Анджело Торрес, годами обманывавший девушек и российских звезд Кто такой колумбийский виолончелист Анджело Торрес, годами обманывавший девушек и российских звезд

История российского «афериста из „Тиндера“», достойная экранизации

Maxim
Зоя Бербер: «Мы с дочкой любим супергеройские истории» Зоя Бербер: «Мы с дочкой любим супергеройские истории»

Актриса Зоя Бербер о ритуалах на съемках и рецептах воспитания

Лиза
Как почистить шторы, не снимая их: 5 простых способов, которые экономят твои силы Как почистить шторы, не снимая их: 5 простых способов, которые экономят твои силы

Рассказываем про чистку штор без снятия — и даже без пылесоса!

VOICE
Как принять правильное решение? Как принять правильное решение?

Что мешает нам сделать правильный выбор?

Здоровье
Младшие птенцы удодов оказались консервами для выкармливания старших Младшие птенцы удодов оказались консервами для выкармливания старших

Самки удодов кормят старших птенцов младшими

N+1
Оксана Милковская Оксана Милковская

Кажется, Оксана Милковская открыла новые пределы комфорта

Собака.ru
«Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности «Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности

Как здоровые отношения с личной ответственностью делают нас увереннее в себе?

Psychologies
Мигранты развиваются вместе с российской экономикой Мигранты развиваются вместе с российской экономикой

Растет численность квалифицированного персонала из стран ближнего зарубежья

Монокль
Конечно, Баста Конечно, Баста

Василий Вакуленко — о легкости, которой учится у новичков «Газгольдера»

СНОБ
Не смотри назад Не смотри назад

«Наследник»: триллер в духе Шаброля

Weekend
Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...» Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...»

А папа посоветовал: «Иди в артистки! Они всегда интересно и красиво живут»

Коллекция. Караван историй
Как отмыть кисти от засохшей краски, чтобы они снова стали мягкими и чистыми: полезный лайфхак Как отмыть кисти от засохшей краски, чтобы они снова стали мягкими и чистыми: полезный лайфхак

Как отмыть засохшую в краске кисть разными способами

ТехИнсайдер
Почему кошачья моча так плохо пахнет: ученые наконец-то выяснили это Почему кошачья моча так плохо пахнет: ученые наконец-то выяснили это

Почему этот кошачий запах ни с чем не спутать?

ТехИнсайдер
Создатель «Смешариков»: «Российская анимация на пути к прорыву» Создатель «Смешариков»: «Российская анимация на пути к прорыву»

Режиссер анимации Денис Чернов — почему «Смешарики» стали более взрослыми?

ФедералПресс
Что такое сквош и почему всем стоит его попробовать Что такое сквош и почему всем стоит его попробовать

Сквош — это ракетный, самый активный и быстрый вид спорта

Maxim
Открыть в приложении