Они могут вернуться…
На протяжении почти всей рубрики мы писали о созданиях, вымерших давно или не очень давно, но сегодня мы отойдем от этого правила. Сегодня мы вспомним о животных и растениях, которые еще не исчезли до конца, но балансируют на грани, а их будущее оказалось в руках людей. Речь идет о видах, исчезнувших в дикой природе.

Классификация по МСОП
Большинство видов (если речь идет не о каком-то малоизученном виде микромыши или микрокозявки, живущей в максимально труднодоступных условиях) имеет своеобразный «социальный рейтинг», основанный на охранном статусе таксонов. МСОП выделяет 8 основных и 2 дополнительных категории. Дополнительные – это «Недостаток данных» и «Неоцененные», и зачастую в них попадают те самые микрокозявки, которых видели пару раз за последние лет ...дцать, а проверить статус популяции не получается из-за тех или иных условий.
Основные категории, в свою очередь, включают:
- вызывающие наименьшее опасение – широко распространенные виды со стабильной популяцией; к ним можно отнести человека, серого волка или гребнистого крокодила;
- зависимые от условий сохранения – виды с достаточно большой популяцией, однако зависящие от конкретных условий, за пределами которых они не встречаются; также сюда попадают виды, которым некогда угрожало вымирание, но сейчас их популяция восстанавливается, как в случае гренландских китов;
- следом идут три категории со статусом угрожаемые – «уязвимые», «вымирающие» и «на грани полного исчезновения», зависящие от качественного и количественного статуса популяции;
- следом за угрожаемыми следует редкая категория – «исчезнувшие в дикой природе», в которую попадают виды, которые не встречаются в своей естественной среде обитания (или сама среда уже разрушена), но их популяция поддерживается в зоопарках, заказниках и других искусственных средах;
- ну и последняя категория – «вымершие».
В рамках данной статьи мы рассмотрим исчезнувших в дикой природе животных и растения, которые вымерли по той или иной причине в своей среде, но их популяция поддерживается человеком. Такие виды можно признать «на системе жизнеобеспечения», но у ряда из них может быть шанс на будущее. О таких случаях мы сегодня и поговорим.
Змеиный остров
«На Гуаме птицы не поют – остров немой, – сказал Джон. – Когда-то здесь водилось много птиц, но все они исчезли, не осталось ни одной птичьей души. (Оливер Сакс, «Остров дальтоников»)
В Тихом океане, недалеко от линии перемены дат, расположен маленький остров Гуам. С 1898 года он считается территорией США и является одной из ключевых политических точек в регионе. Сам по себе остров маленький, а население составляет всего 180 тыс. человек, что сопоставимо с Норильском или Псковом.
Тем не менее этот маленький клочок суши, может похвастаться кровавой историей, ведь в годы Второй мировой за остров шли бои между американцами и японцами. Тем не менее самая трагичная страница в истории Гуама случилась уже в послевоенные годы. США сохранили свои военные базы на острове, и именно с них началась экологическая катастрофа, убившая всю экосистему. И нет, в данном случае вины американских солдат нет – они не испытывали ядерное оружие, не разрабатывали какой-нибудь боевой суперспид. Виной всему стали «безбилетники», которых люди случайно занесли на Гуам.
Речь идет о змее под названием коричневая бойга (Boiga irregularis Merrem, 1802). В естественной среде она встречается на северо-западе Австралии, в Новой Гвинее и на ряде близлежащих островов. Хоть змея и ядовита, для человека опасности не представляет, чего нельзя сказать о птицах и мелких млекопитающих, составляющих ее рацион.
Как бойга попала на Гуам, до сих пор непонятно. По самой вероятной из гипотез, ее занесли с самолетами или кораблями с островов Адмиралтейства. Местные бойги заползали в трюмы или на шасси, прятались, а потом выползали, когда пилоты или мореходы прибывали на Гуам.
Оказавшись на новом месте, коричневая бойга открыла для себя «шведский стол»: никаких хищников, способных регулировать ее численность, на острове не было, зато было множество местных видов птиц, со змеей и ее повадками не знакомых. В результате гуамские бойги не только вымахали до трех метров в длину, но и съели почти всех местных обитателей.
