Каким будет облик российского авианосца будущего?

Наука и техникаОбщество

Будет ли у России атомный авианосец?

Юрий Каторин

Проектный вид АТАКР «Ульяновск»

Как известно, цикл создания нового типа вооружения начинается с осознания новых задач, которые необходимо решать в рамках общей стратегии, которые не могут быть эффективно решены имеющимися в распоряжении вооруженных сил средствами. Выделив такие задачи, военные способны определить средство для их решения и сформулировать тактико-техническое задание (ТТЗ) к такому средству. А дальше уже работа конструкторов и промышленности. Таким образом, при правильном порядке создания новейшая система вооружений всегда должна представлять собой, если так можно выразиться, осознанную потребность военных, воплощенную в металле с учетом возможностей страны. Увы, многие годы в СССР тактико-технические характеристики (ТТХ) авианесущих кораблей определяли не запросы флота, а вынужденный компромисс между ними и позицией министра обороны Дмитрия Федоровича Устинова (1908–1984). Флот желал катапультные и атомные авианосцы водоизмещением по меньшей мере 65–70 тыс. т, но Д.Ф. Устинов, веря в светлое будущее самолетов СВВП, соглашался только на неатомный корабль максимум в 45 тыс. т. С большим трудом удалось убедить его разрешить увеличить водоизмещение хотя бы до 55 тыс. т, а о катапультах он и слышать не хотел. Дмитрий Федорович был умнейшим человеком, но все же только человеком, которому, как известно, свойственно ошибаться. Приверженность к СВВП была одной из не столь уж многочисленных ошибок этого во всех отношениях выдающегося государственного деятеля.

Д.Ф. Устинов, главный противник постройки авианосцев в СССР

В 1984 году главный противник авианосцев умер. Практически сразу после этого Невскому ПКБ поручили проектирование настоящего атомного авианосца с увеличенным водоизмещением, большим количеством самолетов и паровыми катапультами. Несмотря на существенное отличие от кораблей типа «Киев», авианосец все же продолжают называть седьмым ТАВКР – проект 1143.7. При закладке этого корабля на стапеле Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве 25 ноября 1988 года он получил наименование «Ульяновск». ТТЗ на его разработку в соответствии с программой вооружений на 1986–1995 годы НПКБ получило в декабре 1984 года. В 1986 году был завершен и утвержден эскизный, а в 1987-м – технический проект (главный конструктор – Л.В. Белов, затем Ю.М. Варфоломеев). В октябре того же года утвердили основные элементы атомного тяжелого авианесущего крейсера (АТАКР): авиагруппа в составе 70 летательных аппаратов (истребители Су-27К и МиГ-29К, самолет РЛД и наведения Як-44РЛД, вертолеты Ка-27 и Ка-31), трамплин, две катапульты, аэрофинишеры, новый ПКРК «Болид» (позже заменен на «Гранит»), ЗРК «Кинжал», ЗКБР «Кортик», четырехвальная АЭУ (280 тыс. кВт), полное водоизмещение 73 400 т, скорость полного хода – 30 узлов.

АТАКР предназначался для придания боевой устойчивости соединениям флота в оперативно важных морских и океанских районах, а также для уничтожения корабельных группировок противника во взаимодействии с другими силами флота. Внешне он отличался бы от кораблей пр. 1143.5 увеличенными главными размерениями, наличием третьего самолетоподъемника (с кормы по левому борту), уменьшенной по длине надстройкой, а главное – наличием двух паровых катапульт. В целом же сохранялась и преемственность: на корабле предусматривался носовой взлетный трамплин.

Схема общего вида авианосца «Ульяновск» (проект)

Создание АТАКР представляло собой качественно новый этап развития советского военного кораблестроения и авианосного флота. Зарубежных аналогов АТАКР проекта 1143.7 не имел. По части авиационно-технических средств он мог быть сопоставим с находившимся тогда в постройке американским атомным авианосцем «Дж. Вашингтон», а по наличию ударного ракетного оружия и зенитных огневых средств превосходил его. На корабле в максимально возможном объеме использовались образцы вооружения, механизмы, оборудование и материалы, ранее предусмотренные для кораблей пр. 1143.5. Было проведено 33 опытно-конструкторских работы (ОКР), 11 из которых – по планам Минобороны (ВМФ и ВВС). Увеличивалась численность и номенклатура корабельной авиагруппы. В частности, предусматривалось создание многоцелевого самолета Су-27КМ, самолета-постановщика помех Су-27КПП, самолета целеуказания и разведки Су-27КРЦ, противолодочного самолета Як-44ПЛО и самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД. Опытный образец паровой катапульты «Маяк» и опытный образец обеспечивающего его работу энергетического комплекса на перегретом паре в составе котлоагрегата, пароаккумуляторов и конденсаторов прошли предварительные испытания на комплексе «Нитка» (см. № 9, 2024) и были рекомендованы для эксплуатации. В целом, по оценкам специалистов, новые образцы вооружения корабля пр. 1143.7 должны были отвечать мировому уровню 1995–2000 годов.

ГЭУ корабля создавалась на базе серийно производившихся и успешно эксплуатировавшихся на ракетных крейсерах типа «Киров» (пр. 1144) ППУ КН-3 и ГТЗА-653. Громадный «Ульяновск» приводился в движение от 4 ядерных реакторов и 4 паровых турбин общей мощностью 280 тыс. л.с. С их помощью корабль развивал бы скорость до 29,5 узлов (55 км/час). Внедрение атомной энергетики обещало дать существенные сокращения расхода органического топлива, обеспечив тем самым кораблю практически неограниченную дальность плавания, возможность длительного поддержания высоких скоростей хода и увеличения более чем вдвое запасов авиатоплива и авиационного боезапаса. Улучшались условия посадки самолетов – ввиду отсутствия обычного для кораблей предыдущих проектов с КТУ теплового шлейфа. Заодно уменьшалась коррозия летательных аппаратов, размещенных на полетной палубе.

Авианосец «Ульяновск» (модель)

Корабль должен был иметь следующие главные размерения: длина наибольшая – 321 м, длина по КВЛ – 280 м, ширина максимальная (с угловой палубой и переходными мостиками) – 79,5 м, ширина по ватерлинии – 38 м; высота борта от основной линии до верхней палубы на миделе – 27,5 м, в носу – 33 м, высота габаритная – 65,5 м; стандартное водоизмещение – 62 580 т. Данные приведены на момент утверждения ЦК КПСС и Советом министров СССР проектных ТТХ корабля, состоявшегося 28 октября 1987 года, впоследствии они могли незначительно изменяться.

Головной АТАКР, названный «Ульяновск» (заводской номер С-107, старший строитель – П.С. Герасимов)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
Как социальная ответственность бизнеса меняет медицинское страхование Как социальная ответственность бизнеса меняет медицинское страхование

Почему растет рынок добровольного медицинского страхования

РБК
Падение Голиафа: каким будет финал Международной космической станции Падение Голиафа: каким будет финал Международной космической станции

Как убрать из космоса самый большой в истории космический аппарат?

Наука
Гарт Штапаков Гарт Штапаков

Что волнует непо-бейби петербургской арт-сцены Гарта Штапакова

Собака.ru
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор

Что влияет на срок службы аккумулятора и как правильно заряжать телефон

CHIP
Вымереть обратно Вымереть обратно

Пророчество фильма «Парк юрского периода»: можно ли воссоздать вымершие виды

Вокруг света
Земля тысячи королей Земля тысячи королей

Как в Камеруне реалии современности переплетаются с наследием древности

Вокруг света
Большое плавание Большое плавание

Экскурсия по «Планете Океан»

Weekend
«Усиливать регулирование не нужно» «Усиливать регулирование не нужно»

Глава «Билайна» Сергей Анохин о направлениях роста бизнеса телеком-операторов

Эксперт
Прямоточные двигатели будущего Прямоточные двигатели будущего

Сложнейшая задача гиперзвукового движения решается с нескольких направлений

Наука
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Цвет жизни Цвет жизни

Оттенки зеленого в интерьере: правила оформления и удачные сочетания

Лиза
Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов

Генетики проанализировали ДНК вымерших японских морских львов

N+1
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
Багуловое сердце Багуловое сердце

Рассказы Забайкалья о том, как был сотворен их мир

Вокруг света
Открывая континент Открывая континент

Как успешно коммуницировать с южными партнерами, чтобы избежать неловкости

СНОБ
ФНБ лег на депозит ФНБ лег на депозит

Чем обусловлен в последние годы рост средств ФНБ на депозитах?

Ведомости
С ароматом счастья и нотками любви С ароматом счастья и нотками любви

Интервью с парфюмером Екатериной Зинченко

Лиза
Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети? Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети?

ИИ-агенты сильно упростят нам жизнь — если, конечно, научатся корректно работать

CHIP
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи

На что обратить внимание в составе «здоровых перекусов»

ТехИнсайдер
Дмитрий Ливанов: Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший Дмитрий Ливанов: Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший

Ректор МФТИ – о новых запросах работодателей к инженерам и IT-специалистам

Ведомости
Лучшие современные сериалы до 10 серий Лучшие современные сериалы до 10 серий

Сериалы до 10 серий: идеальный вариант для выходных или вечера

Maxim
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
Снова в книгу Снова в книгу

Погружение в философию, беглый взгляд на историю, развенчание социологии

Weekend
Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута

Куратор музея обнаружил в архивах черно-белые фотографии бандикута

N+1
Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса

Разбираем и сравниваем наиболее популярные сервисы облачной бухгалтерии

Inc.
Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков

Как рекордный рост доходов позволил «Ливерпулю» больше вкладывать в трансферы

Forbes
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Открыть в приложении