Каким будет облик российского авианосца будущего?

Наука и техникаОбщество

Будет ли у России атомный авианосец?

Юрий Каторин

Проектный вид АТАКР «Ульяновск»

Как известно, цикл создания нового типа вооружения начинается с осознания новых задач, которые необходимо решать в рамках общей стратегии, которые не могут быть эффективно решены имеющимися в распоряжении вооруженных сил средствами. Выделив такие задачи, военные способны определить средство для их решения и сформулировать тактико-техническое задание (ТТЗ) к такому средству. А дальше уже работа конструкторов и промышленности. Таким образом, при правильном порядке создания новейшая система вооружений всегда должна представлять собой, если так можно выразиться, осознанную потребность военных, воплощенную в металле с учетом возможностей страны. Увы, многие годы в СССР тактико-технические характеристики (ТТХ) авианесущих кораблей определяли не запросы флота, а вынужденный компромисс между ними и позицией министра обороны Дмитрия Федоровича Устинова (1908–1984). Флот желал катапультные и атомные авианосцы водоизмещением по меньшей мере 65– 70 тыс. т, но Д.Ф. Устинов, веря в светлое будущее самолетов СВВП, соглашался только на неатомный корабль максимум в 45 тыс. т. С большим трудом удалось убедить его разрешить увеличить водоизмещение хотя бы до 55 тыс. т, а о катапультах он и слышать не хотел. Дмитрий Федорович был умнейшим человеком, но все же только человеком, которому, как известно, свойственно ошибаться. Приверженность к СВВП была одной из не столь уж многочисленных ошибок этого во всех отношениях выдающегося государственного деятеля.

Д.Ф. Устинов, главный противник постройки авианосцев в СССР

В 1984 году главный противник авианосцев умер. Практически сразу после этого Невскому ПКБ поручили проектирование настоящего атомного авианосца с увеличенным водоизмещением, большим количеством самолетов и паровыми катапультами. Несмотря на существенное отличие от кораблей типа «Киев», авианосец все же продолжают называть седьмым ТАВКР – проект 1143.7. При закладке этого корабля на стапеле Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве 25 ноября 1988 года он получил наименование «Ульяновск». ТТЗ на его разработку в соответствии с программой вооружений на 1986–1995 годы НПКБ получило в декабре 1984 года. В 1986 году был завершен и утвержден эскизный, а в 1987-м – технический проект (главный конструктор – Л.В. Белов, затем Ю.М. Варфоломеев). В октябре того же года утвердили основные элементы атомного тяжелого авианесущего крейсера (АТАКР): авиагруппа в составе 70 летательных аппаратов (истребители Су-27К и МиГ-29К, самолет РЛД и наведения Як-44РЛД, вертолеты Ка-27 и Ка-31), трамплин, две катапульты, аэрофинишеры, новый ПКРК «Болид» (позже заменен на «Гранит»), ЗРК «Кинжал», ЗКБР «Кортик», четырехвальная АЭУ (280 тыс. кВт), полное водоизмещение 73 400 т, скорость полного хода – 30 узлов.

АТАКР предназначался для придания боевой устойчивости соединениям флота в оперативно важных морских и океанских районах, а также для уничтожения корабельных группировок противника во взаимодействии с другими силами флота. Внешне он отличался бы от кораблей пр. 1143.5 увеличенными главными размерениями, наличием третьего самолетоподъемника (с кормы по левому борту), уменьшенной по длине надстройкой, а главное – наличием двух паровых катапульт. В целом же сохранялась и преемственность: на корабле предусматривался носовой взлетный трамплин.

Схема общего вида авианосца «Ульяновск» (проект)

Создание АТАКР представляло собой качественно новый этап развития советского военного кораблестроения и авианосного флота. Зарубежных аналогов АТАКР проекта 1143.7 не имел. По части авиационно-технических средств он мог быть сопоставим с находившимся тогда в постройке американским атомным авианосцем «Дж. Вашингтон», а по наличию ударного ракетного оружия и зенитных огневых средств превосходил его. На корабле в максимально возможном объеме использовались образцы вооружения, механизмы, оборудование и материалы, ранее предусмотренные для кораблей пр. 1143.5. Было проведено 33 опытно-конструкторских работы (ОКР), 11 из которых – по планам Минобороны (ВМФ и ВВС). Увеличивалась численность и номенклатура корабельной авиагруппы. В частности, предусматривалось создание многоцелевого самолета Су-27КМ, самолета-постановщика помех Су-27КПП, самолета целеуказания и разведки Су-27КРЦ, противолодочного самолета Як-44ПЛО и самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД. Опытный образец паровой катапульты «Маяк» и опытный образец обеспечивающего его работу энергетического комплекса на перегретом паре в составе котлоагрегата, пароаккумуляторов и конденсаторов прошли предварительные испытания на комплексе «Нитка» (см. № 9, 2024) и были рекомендованы для эксплуатации. В целом, по оценкам специалистов, новые образцы вооружения корабля пр. 1143.7 должны были отвечать мировому уровню 1995–2000 годов.

ГЭУ корабля создавалась на базе серийно производившихся и успешно эксплуатировавшихся на ракетных крейсерах типа «Киров» (пр. 1144) ППУ КН-3 и ГТЗА-653. Громадный «Ульяновск» приводился в движение от 4 ядерных реакторов и 4 паровых турбин общей мощностью 280 тыс. л.с. С их помощью корабль развивал бы скорость до 29,5 узлов (55 км/час). Внедрение атомной энергетики обещало дать существенные сокращения расхода органического топлива, обеспечив тем самым кораблю практически неограниченную дальность плавания, возможность длительного поддержания высоких скоростей хода и увеличения более чем вдвое запасов авиатоплива и авиационного боезапаса. Улучшались условия посадки самолетов – ввиду отсутствия обычного для кораблей предыдущих проектов с КТУ теплового шлейфа. Заодно уменьшалась коррозия летательных аппаратов, размещенных на полетной палубе.

Авианосец «Ульяновск» (модель)

Корабль должен был иметь следующие главные размерения: длина наибольшая – 321 м, длина по КВЛ – 280 м, ширина максимальная (с угловой палубой и переходными мостиками) – 79,5 м, ширина по ватерлинии – 38 м; высота борта от основной линии до верхней палубы на миделе – 27,5 м, в носу – 33 м, высота габаритная – 65,5 м; стандартное водоизмещение – 62 580 т. Данные приведены на момент утверждения ЦК КПСС и Советом министров СССР проектных ТТХ корабля, состоявшегося 28 октября 1987 года, впоследствии они могли незначительно изменяться.

Головной АТАКР, названный «Ульяновск» (заводской номер С-107, старший строитель – П.С. Герасимов)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки» Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки»

Мегахейры – «прототип креветки-богомола, созданный на базе аномалокариса»

Наука и техника
Китайская четверка Китайская четверка

Как оценивают кредитный рейтинг России китайские агентства

Ведомости
Настоящий папа Настоящий папа

Как установить и зарегистрировать отцовство: инструкция и сложные случаи

Лиза
«Я понял Японию. От драконов до покемонов» «Я понял Японию. От драконов до покемонов»

Как японцы видят общество вокруг себя

N+1
Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль» Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль»

Никита Кологривый: Непрост? Да. С характером? Да. Талантлив? Безусловно

Караван историй
Баскаки и налоги Баскаки и налоги

«Сидя на коне, можно завоевать империю, но нельзя ею управлять, сидя на коне»

Дилетант
Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет

Автотитаны, которые десятилетиями остаются на конвейере

4x4 Club
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
«Это место восстановления психики» «Это место восстановления психики»

Исполнительный директор Еврейского музея об инклюзии и арт-терапии

Weekend
Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы

Как эволюция помогла тарантулам спасаться от самок при спаривании

ТехИнсайдер
Дорогие мои старики Дорогие мои старики

Всадники метал-апокалипсиса, о которых стоит помнить

Weekend
Атак становится все больше Атак становится все больше

У компаний есть спрос на финансовые гарантии защиты киберсистем

Эксперт
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем

Что мы знаем о дронте? Меньше, чем о мамонтах

ТехИнсайдер
Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса

Могли бы мы найти регулятор громкости, чтобы заглушить навязчивые мысли о еде?

ТехИнсайдер
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Деньги на вырост Деньги на вырост

Забудьте обо всех мифах о деньгах и создайте стратегию финансового воспитания

Psychologies
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
Филология, история и богослужебная практика Филология, история и богослужебная практика

Работу по правкам богослужебных книг будут ругать: и за трусость, и за дерзость

Наука
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Культурный замес Культурный замес

Три главные роли хлеба в мировой культуре

СНОБ
Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду

Как уже сейчас в новинках мира моды проявляются тренды гардероба будущего

Inc.
Боди-хоррор как реальность Боди-хоррор как реальность

Каким получился фильм о созависимых отношениях «Одно целое»

Weekend
Анти-Баффет Анти-Баффет

Как инвестирует инфлюенсер и трейдер Мурад Агаев

Монокль
«Сколько стоит твоя жизнь?» «Сколько стоит твоя жизнь?»

Вышел сериал о черном рынке органов «Хирург»

Weekend
Повышая ставки Повышая ставки

Юлия Визгалина знает толк не только в ювелирных украшениях

СНОБ
Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор

Что влияет на срок службы аккумулятора и как правильно заряжать телефон

CHIP
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
На пороге больших перемен На пороге больших перемен

Россия встраивается в новую цифровую реальность

Эксперт
Загранпаспорт за полную цену Загранпаспорт за полную цену

Это письмо было получено в 1926 году Екатериной Павловной Пешковой

Дилетант
Открыть в приложении