Как помочь будущему айтишнику найти свое призвание

Наука и техникаОбщество

Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах

Интервью с Романом Колтуновым

Куратор ИТ-классов столичной школы № 444 Роман Колтунов

Куратор ИТ-классов столичной школы № 444 Роман Колтунов рассказал, как помочь будущему «айтишнику» найти свое призвание и какие проекты разрабатывают его ученики и выпускники.

Профессии в сфере информационных технологий сегодня — на пике востребованности. Сервисы для поиска работы переполнены вакансиями, а рынок образования пестрит предложениями стать «айтишником» с нуля за несколько месяцев. Но чтобы стать настоящим профессионалом, мало получить базовые навыки кодинга. Нужно иметь фундаментальные знания и широкий набор навыков, чтобы быстро адаптироваться к постоянно меняющейся технологической среде.

Готовить таких специалистов для цифровых индустрий столицы помогает проект «ИТкласс в московской школе». Предпрофессиональные ИТ-классы сегодня открыты более чем в 150 школах. В них старшеклассники углубленно изучают математику, физику и информатику, на специализированных курсах осваивают программирование и информационные технологии, а также знакомятся с востребованными ИТ-специальностями в сферах искусственного интеллекта, кибербезопасности и других, учатся создавать 3D-модели и «цифровые двойники», работать с микроконтроллерами. Партнеры ИТ-классов — крупные компании: разработчики цифровых экосистем, создатели телекоммуникационных сетей, решений в области сетевой безопасности, автоматизации производства и других.

Мы поговорили с куратором ИТ-классов школы № 444 учителем информатики и физики Романом Колтуновым о том, как устроено обучение в ИТ-классах, чем «олимпиадники» отличаются от «прикладников» и где выпускники ИТ-классов применяют свои знания сегодня.

– Роман Павлович, расскажите, пожалуйста, как вы стали куратором ИТ-класса и чем ваша работа отличается от работы учителя?

– Проект «ИТ-класс в московской школе» существует с 2019 года в Москве. Я работал в нем, а потом возглавил в 2021/2022 учебном году ассоциацию учителей информатики в нашей школе и, что логично, в дополнение получил ИТ-полигон и ИТ-класс.

Я распределяю нагрузку учителей, которые работают в этом классе, отслеживаю, как школьники проходят образовательный маршрут, подбираю педагогов дополнительного образования для поддержания профиля, взаимодействую с проектным офисом, ищу партнеров для экскурсий, а также организую летнюю практику. Последнее — наша традиция: исторически сложилось, что в 444-й школе всегда были ИТ-классы. Раньше они существовали в рамках распределенного лицея Высшей школы экономики, потом стали частью единого городского проекта, но в целом ИТ-направление в нашей школе реализуется последние лет 20.

Поэтому для нас городской проект — логичное продолжение большой истории, и мы сохраняем свои традиции: например, у всех наших учеников 7–9-х классов есть отдельный предмет – «Программирование», а если углубиться дальше в историю, то увидим, что программирование в нашей школе существует с 1969 года. В 80–90-е годы дети, выходя из нашей школы, получали свидетельства о том, что они программисты первой или второй категории.

– Что для вас самое главное в обучении будущих программистов и работников ИТ-сферы?

– Первое, о чем я всегда говорю детям: если вы хотите хорошо программировать, вы должны хорошо знать математику. О ней нельзя забывать. Второе: не важно, на каком языке вы программируете, вы все равно должны представлять определенный набор базовых алгоритмов, а на чем вы их будете реализовывать, это уже ваше дело, ваши прикладные задачи. Когда я начинаю учить детей программированию, я спрашиваю: «Ребята, вы хотите стать “олимпиадниками” или заниматься прикладным программированием? От этого зависит, каким путем двигаться, поскольку это довольно разные направления. Одна из задач, которые я перед собой вижу, когда беру учеников в 10-й класс, и они начинают работать над своими проектами в начале года, — помочь им определиться, в какой области ИТ себя сконцентрировать. Это достаточно сложно, потому что детям хочется попробовать все и везде. Решать эту задачу приходится каждый год. Вроде даже стало получаться!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Журнал «Наука и техника» приветствует своих читателей!

Наука и техника
7 суровых автодомов, сделанных российскими умельцами 7 суровых автодомов, сделанных российскими умельцами

Российские автодома с суровым вайбом

Maxim
Трудная жизнь нефтерубля Трудная жизнь нефтерубля

Если хочешь экономического мира, готовься к экономической войне

Деньги
«Советские продавцы свободы»: как жили и работали фарцовщики в СССР «Советские продавцы свободы»: как жили и работали фарцовщики в СССР

Кем были первые советские миллионеры и как строился их бизнес.

ТехИнсайдер
Вес на месте Вес на месте

Стратегии двигательной активности во имя сохранения лучшей формы

Afternoon Seasons of life
Экспресс-диагностика Экспресс-диагностика

Простые тесты, которые помогут оценить здоровье и физическую форму

Лиза
Чудеса системы Сатурна: два безумных океана Чудеса системы Сатурна: два безумных океана

Система Сатурна – настоящее собрание диковин и чудес

Наука и техника
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
От детей-сирот до мажоров. Как эволюционировала школьная форма в разных странах От детей-сирот до мажоров. Как эволюционировала школьная форма в разных странах

Как и где появилась школьная форма и какая она была в России

СНОБ
Шитьё: нaряд вне очереди Шитьё: нaряд вне очереди

Вышивка — один из верных способов сделать внешний вид более ярким, праздничным

КАНТРИ Русская азбука
Новые школьные проекты: фармакология и терапия дислексии Новые школьные проекты: фармакология и терапия дислексии

Работы школьников, обратившие на себя внимание авторитетных специалистов

Наука и техника
Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...» Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...»

«Быть артистом — это абсолютно его предназначение. Сцена у него затмевала все»

Коллекция. Караван историй
В дружеских объятиях дракона: принесет ли Китай пользу российской отрасли видеоигр В дружеских объятиях дракона: принесет ли Китай пользу российской отрасли видеоигр

Какими перспективами может обернуться сотрудничество в отрасли видеоигр РФ и КНР

Forbes
Если бы в школе был урок биографии Если бы в школе был урок биографии

Почему в школе не изучают биографию?

Дилетант
Пора по барам Пора по барам

Региональные бары все больше интегрируются в российскую культуру путешествия

Bones
Мыловарение: мoем-мoем трубочиста... Мыловарение: мoем-мoем трубочиста...

Натуральное ароматное и красивое мыло несложно сделать в домашних условиях

КАНТРИ Русская азбука
Расплескалась седина Расплескалась седина

Началась новая волна массового обесцвечивания кораллов в Мировом океане

2Xplore
Искусство вокруг руин: «Воскресенский завод» в Башкортостане Искусство вокруг руин: «Воскресенский завод» в Башкортостане

Арт-центр «Воскресенский завод» — неожиданный проект концепции сохранения руин

Psychologies
Последние роли Орловой, Гурченко, Мордюковой и других великих советских актрис Последние роли Орловой, Гурченко, Мордюковой и других великих советских актрис

Мы решили вспомнить фильмы, которые стали для артисток последними

VOICE
«Моя дочь меня возненавидит»: как опыт токсичных отношений передается через поколения «Моя дочь меня возненавидит»: как опыт токсичных отношений передается через поколения

Глава из книги «Летние истории» — о японских женщинах из «поколения сэндвича»

Forbes
Любовь и деньги: на чем зарабатывают девушки самых высокооплачиваемых теннисистов Любовь и деньги: на чем зарабатывают девушки самых высокооплачиваемых теннисистов

Сколько спонсорских контрактов заключают девушки профессиональных теннисистов

Forbes
С видом на будущее С видом на будущее

Загородный дом с футуристичным фасадом эклектичным интерьером

SALON-Interior
Жестокость, доказавшая потребность в любви: неэтичный эксперимент XX века о детской привязанности Жестокость, доказавшая потребность в любви: неэтичный эксперимент XX века о детской привязанности

Как Гарри Харлоу доказал значимость эмоциональной связи ребенка с родителями

ТехИнсайдер
Уголок школьника Уголок школьника

5 вещей и предметов мебели, которые нужно выбросить из детской комнаты

Лиза
Приручить внутренних драконов: советы для любителей спорить и бездумно говорить «да» Приручить внутренних драконов: советы для любителей спорить и бездумно говорить «да»

Проверенные стратегии для укрощения «драконов» — вредных ментальных привычек

Forbes
Согласование времен Согласование времен

Как в средневековой Европе измеряли и воспринимали время

Вокруг света
«Вам звонят из…» «Вам звонят из…»

Почему мы не можем просто положить трубку, когда звонят мошенники?

Psychologies
Почему не работает спидометр и как это исправить Почему не работает спидометр и как это исправить

Проблема неработающего спидометра, а также варианты его диагностики и ремонта

РБК
5 главных трикстеров из мира кино 5 главных трикстеров из мира кино

Самые яркие примеры архетипов трикстера из кино

Psychologies
Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление

Стоит ли придерживаться позитивного мышления? Отвечает гештальт-терапевт

Psychologies
Открыть в приложении