Период палеоарта динозавров ознаменовался чередой ярких художников и открытий

Наука и ТехникаКультура

Искусство оживлять: история палеоарта. Часть 2

Реконструкция Роберта Бэккера, ознаменовавшая рождение Ренессанса динозавров, – бегущий дейноних. 1969 год.

Часть 1 см. в №2.

Классический период палеоарта динозавров ознаменовался чередой ярких художников и важных открытий. Однако окончился он резко: в 1969 году случилась настоящая «Февральская революция». В свет вышло описание динозавра дейнониха (Deinonychus antirrhopus Ostrom, 1969), перевернувшее представления о доисторических ящерах.

Путь ужасного когтя

Дейноних, как это ни странно, был известен ученым под разными именами еще с 1930-х годов. В 1931 году палеонтолог Барнум Браун обнаруживает скелет маленького хищного динозавра-теропода (Theropoda Marsh, 1881) вместе с более крупным растительноядным. Образец был доставлен в Американский музей естественной истории, где оказался в запасниках на тридцать лет. Браун хотел описать этого ящера, предварительно назвав его даптозавром («Daptosaurus agilis»), однако по неизвестным причинам его работа так и не увидела свет. Брауну вообще не везло с публикациями в 30-х годах: под его руководством из формации Кловерли было добыто четыре новых рода динозавров, однако ни один из них не получил ни опубликованного описания, ни научного имени. Среди них были даптозавр, тенантозавр, безымянный динозавр из группы анкилозавров (Ankylosauria Osborn, 1923) и еще один теропод – мегадонтозавр («Megadontosaurus», как потом окажется – химера, составленная из двух динозавров). Однако образцы Брауна не пропадут: ими займется его ученик Джон Остром.

Джон Остром. Источник: архив BBC Science Focus

Джон Остром – это одна из ключевых фигур американской палеонтологии второй половины ХХ века. Его мы уже упоминали в нашей предыдущей публикации – именно он изучал мумию эдмонтозавра (Edmontosaurus annectens (Marsh, 1881)), обнаружив много наземных адаптаций у гадрозаврид (Hadrosauridae Cope, 1869) (до этого считалось, что они были лучше адаптированы к водной среде). В 1970-х годах Остром сделал еще одно важное открытие. Изучив следы в штате Массачусетс, он пришел к выводу о социальности гадрозавров. Оказалось, что эти животные передвигались стадами, а значит, имели более сложное, чем у большинства современных рептилий, поведение.

Однако все же главное достижение Острома – это описание дейнониха. Причем сначала, в августе 1964 года, его группа обнаружила скопление окаменелостей этого ящера независимо от Брауна. В ходе раскопок близ города Бриджер, Монтана, ученые нашли более 1000 образцов костей теропода, принадлежащих как минимум трем особям. Материал был тщательно описан и сопоставлен с «даптозавром», с которым Остром выявил сходство, придя к выводу, что он и его учитель имели дело с одним видом.

Первое описание дейнониха вышло в феврале 1969 года, а большая монография, в которой его описывали подробнее, – в июле того же года. Эта работа произвела революцию в палеоарте и науке. Реконструкция Роберта Бэккера представляла динозавра не как эпического колосса, а как быстрое, активное животное. Изображение животного в движении, а не в статичном положении было в диковинку для тех лет: нечто подобное мы видим у Герхарда Хайльмана или Чарльза Найта, но у большинства мэтров классического периода динозавры были запечатлены или медленно куда-то идущими, или стоящими на месте.

Голотип дейнониха YPM 5205 – полная левая стопа. Источник: Didier Descouens

Дейноних бросал вызов канонам не только палеоарта, но и науки тех лет. Строение ящера предполагало активный образ жизни, жесткий хвост-балансир – адаптации к бегу, а массовые захоронения – социальность. Последующие находки из 1970-х годов подлили масла в огонь. Остром выявил сходство с птицами еще при первом описании, а новые образцы только расширили их список. Например, лобковая кость дейнониха была направлена назад, как у современных птиц, а не вперед, как у других тероподов, а строение передних конечностей «ужасного когтя» напоминало полукрылья-полулапы археоптерикса (Archaeopteryx lithographica Meyer, 1861).

Находка дейнониха привела к двум удивительным выводам.

Во-первых, гипотеза Томаса Гексли о родстве динозавров и птиц обрела второе рождение спустя почти 100 лет после ее выдвижения. В середине ХХ века господствовала гипотеза другого ученого, Роберта Брума, говорящая о родстве птиц и ранних крокодилоподобных архозавров, однако дейноних «разорвал ее в клочья». Такое обилие сходств можно было объяснить только близким родством ящера с птицами.

«От динозавра к птице», работа Марка Халлета, одного из главных деятелей Ренессанса динозавров, 1985 год

Во-вторых, адаптации к активному образу жизни указывали только на одно: дейноних был теплокровным. Все холоднокровные животные достаточно пассивные и нуждаются в поддержке оптимальных температурных условий (из-за этого рептилии не особо сильно распространяются на север), и адаптаций к активному поведению у них не наблюдается. Максимум, который может выдать варан или плащеносная ящерица, это короткая пробежка на задних конечностях. Дейноних же бегал и прыгал часто, в основном во время охоты. А детеныши этих дромеозаврид даже могли совершать короткие перелеты с ветки на ветку.

Теплокровность динозавров привела к изменениям в реконструкции климата мезозоя: она избавила эпоху от привязки к тропическому и субтропическому климату, что позволило точнее реконструировать экосистемы. Кроме того, вскоре были обнаружены динозавры, жившие на территории, которая в меловом периоде находилась за полярным кругом. Климат тогда был несколько теплее, чем сейчас, но в высоких широтах все равно довольно суровый, с длинной снежной зимой. А новые исследования говорят, что самые первые динозавры вообще появились в условиях низких температур.

Дейноних перевернул наши представления о палеоарте и динозаврах, став одним из главных открытий ХХ века.

Джон Сиббик. Дейнонихи и тенонтозавр, работа для Музея естественной истории в Лондоне

Тропы ренессанса

Ренессанс динозавров сохранил некоторые тропы классического периода, например, схватку трицератопса (Triceratops Marsh, 1889) и тираннозавра (Tyrannosaurus rex Osborn, 1905), а также водных гадрозавров, которые сохранялись до позднего Ренессанса и даже иногда появлялись в эпоху Модерна. В то же время завроподы в эпоху Ренессанса все чаще и чаще появляются на суше, а не в воде, что сделало реконструкции этого периода более достоверными и современными. Появились и новые тропы, например, охота дейнонихов на тенонтозавра (Tenontosaurus tilletti Osborn, 1970; это тот самый «тенантозавр» Брауна). В отличие от трицератопсов и анкилозавров, тенонтозавры были лишены панцирей, рогов или шипов, так что на картинах им зачастую отводилась роль жертвы. Дейнонихи же изображали Ренессанс во всей красе – они были быстрыми, подвижными, живыми: кто-то кусал добычу за бока, кто-то запрыгивал на спину, кто-то атаковал в шею.

Сражающиеся динозавры Марка Халлета. На переднем плане видны протоцератопс и велоцираптор; их поза отображает их предсмертное положение; на заднем плане виден еще один теропод – овираптор; 1994 год

В похожем сюжете – борьбе хищника и жертвы – фигурирует и близкий родственник дейнониха, велоцираптор (Velociraptor mongoliensis Osborn, 1924). 3 августа 1971 года ученые совершили потрясающую находку: в меловых отложениях формации Дядохта, Монголия, были обнаружены сцепившиеся велоцираптор и протоцератопс (Protoceratops andrewsi Granger & Gregory, 1923). Они сохранились просто удивительно, что позволило реконструировать их в предсмертном состоянии. Как показал анализ пород, проведенный Дэвидом Анвиллом в 1995 году, ящеры были погребены под массой песка во время песчаной бури или при сходе бархана, навеки застыв в схватке.

Эволюция овираптора: слева – ранний овираптор от неизвестного автора с шишковидным гребнем на месте разоряемой кладки; справа – мама-овираптор из 90-х годов с прямоугольным гребнем от Джона Сиббика

Симптомы будущей жены Симптомы будущей жены

Какими качествами должна обладать твоя будущая жена?

Антидворянец: «Вилла Родэ» Антидворянец: «Вилла Родэ»

Предлагаем вниманию читателя самые свежие слухи и сплетни столетней давности

«Большая дубинка» дяди Сэма «Большая дубинка» дяди Сэма

Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и Техника
В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю

Почему BelugaFarm считает себя должником Каспия

Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет» Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет»

Коллекционер Татьяна Столяр — о ее взаимоотношения с современным искусством

“Он улетел, но обещал вернуться”. Как долго кошка помнит своего хозяина? “Он улетел, но обещал вернуться”. Как долго кошка помнит своего хозяина?

Привязываются ли коты к людям?

Федерико Арнальди: «Я не могу без любви» Федерико Арнальди: «Я не могу без любви»

Федерико Арнальди – о вкусной еде, русских девушках и любви

Добрые советы
Игра в имитацию Игра в имитацию

Македонский писатель Венко Андоновский об имитации жизни

Grazia
Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06 Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06

Для чего существовал номер 06 в СССР? Давайте вспоминать!

Треугольник печали Треугольник печали

Как устроены любовные треугольники

Men Today
Как получить оргазм: 5 рекомендаций гинеколога Как получить оргазм: 5 рекомендаций гинеколога

Простые и действенные рекомендации врача о том, как испытать оргазм

Привидения Дома Кранкенгагена Привидения Дома Кранкенгагена

Дом Кранкенгагена известен в Петербурге всем, чья страсть — привидения

Как и зачем тренировать интимные мышцы Как и зачем тренировать интимные мышцы

Рассказываем, зачем нужен вумбилдинг и как правильно тренироваться

Добрые советы
Где начинается насилие: 4 варианта взаимодействия с чужими личными границами Где начинается насилие: 4 варианта взаимодействия с чужими личными границами

Где кончается взаимодействие и начинается насилие и как это можно понять

От $300 до $1300 в час: кто нанимает бухгалтеров-криминалистов и сколько это стоит От $300 до $1300 в час: кто нанимает бухгалтеров-криминалистов и сколько это стоит

Кто такие бухгалтера-криминалисты и кто пользуется их услугами?

Планетам земной группы разрешили формироваться в сильно облученных протопланетных дисках Планетам земной группы разрешили формироваться в сильно облученных протопланетных дисках

Как может протекать процесс формирования планет земной группы

В поисках альтернативы В поисках альтернативы

Нередко самая вкусная еда, одновременно является самой вредной. Как быть?

Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу

8 наиболее частых причин для обращения к врачу при проблемах с сердцем

Ничего обнадеживающего: как народные сказки учат нас терпеть абьюз Ничего обнадеживающего: как народные сказки учат нас терпеть абьюз

Отрывок из книги «Архетипы в русских сказках»

Рост есть. Рост будет! Рост есть. Рост будет!

Российская промышленность росла и инвестировала в этом году сумасшедшими темпами

Стальной путь Стальной путь

Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов

Знание – сила
Удивительные шишки Удивительные шишки

У каких деревьев бывают шишки? И какие они?

Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор» Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор»

Геннадий Хазанов — о юмористических жанрах в советский период и сейчас

Магия магния Магия магния

Орехи, шоколад и еще 8 продуктов, содержащих магний в большом количестве

Спокойная среда Спокойная среда

Элегантный, функциональный и психологически комфортный интерьер

Идеи Вашего Дома
«Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты «Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты

Почему все вдруг пошли делать и слушать ремейки старых песен

Создать нельзя заимствовать Создать нельзя заимствовать

Что такое для современной моды заимствования: зло или просто рабочий инструмент?

Grazia